Утром 18 апреля 17-летний ученик коррекционного класса общеобразовательной школы № 1 города Стерлитамак устроил кровавую резню в кабинете информатики, затем разлил горючее вещество и поджёг помещение. После подросток попытался покончить с собой.

От рук преступника пострадала 29-летняя учительница Екатерина Першина.

Женщина серьёзно травмирована, но, к счастью, жизненно важные органы не задеты. В настоящее время она находится в больнице, врачи делают всё возможное, чтобы спасти её жизнь.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Также пострадали две одноклассницы нападавшего. Обе получили ожоги средней степени тяжести. Ещё одна ученица, пытаясь спастись, выпрыгнула из окна.

Досталось и самому девятикласснику. Для него неудачный суицид завершился реанимацией.

News.ru решил разобраться, что могло привести к трагедии и почему педагогический состав не обращал внимание на явные «тревожные звонки», которые подавал подросток.

Версия № 1: Травля

Детская жестокость из года в год повергает взрослых в шок. На бесконечные драки после уроков, издевательства, одиночные и массовые расправы из мести, а также множество иных ухищрений, на которые идут школьники, чтобы показать и закрепить своё превосходство среди ровесников, начинают обращать внимание, когда уже поздно. Слишком поздно.

Что касается этой трагедии, навряд ли педагогический состав не видел, что мальчика из коррекционного класса со странным поведением часто дразнят в школе.

К тому же после того, как он сбрил себе брови, с лёгкой руки одного из ровесников за ним закрепилось обидное прозвище и началась травля.

«Он говорил, что его гнобили в школе, над ним издевались», — рассказала одна из учениц.

Все мы учились или учимся в школах, поэтому нет смысла отрицать, что такое всегда бросается в глаза. Если в поле зрения не попадают сами нападки, то загнанного и забитого ребёнка без труда можно заметить среди ровесников.

К тому же, по словам отца Артура В. (имя ребенка по этическим соображениям изменено), в школе знали о том, что у его сына есть проблемы с психикой.

Накануне трагедии мужчина даже принёс справку, согласно которой мальчику необходимо было уйти на больничный, так как весной у Артура начинается обострение.

Однако руководство образовательного учреждения проигнорировало просьбу родителя, и спустя сутки случилось то, что случилось.

Неизвестно, каким образом проводилась и проводилась ли вообще работа психолога в школе № 1. Но наличие коррекционного класса позволяет думать, что что-то подобное в заведении предусматривалось.

После стрельбы в подмосковной Ивантеевке, которую также устроил девятиклассник, согласно данным ВЦИОМ, большинство россиян заявили о важности работы школьных психологов — 76 процентов уверены, что наличие такого специалиста позволит предотвратить подобные случаи.

Но это всё, по большому счёту, теория. На практике не все образовательные учреждения имеют психологов. Не стоит забывать и о перманентном сокращении ставок психологов, логопедов и социальных педагогов.

В результате не удивительно, что дети с пограничными состояниями выявляются с сильным запозданием, как раз где-то к классу 9-му или 11-му.

Нервные и психические срывы становятся сильнее заметны на фоне сдачи ОГЭ или ЕГЭ.

Однако, как правило, к этому времени процесс часто становится необратимым.

Мнение эксперта. Максим Прохоров, детский психолог:

«Психологи в школах могут выявить психические отклонения у школьников, но для этого у них должно быть образование «клинический психолог», а это есть не у всех. В основном в школах психологи — это переученные педагоги с повышениями квалификации, поэтому не всегда они смогут определить проблемы у детей и подростков. В школе много человек, максимум, что может сделать психолог провести массовую диагностику по всем классам, а такая диагностика не сможет выявить признаки психических отклонений.

Есть такое понятие, как диссимуляция, это когда человек, имеющий психическое отклонение, ведёт себя как абсолютно здоровый, поэтому заметить проблемы бывает вовсе невозможно. Я считаю, что в школе обязательно должны быть квалифицированные психологи, на каждое звено отдельный (начальная школа, средняя, старшая)».


Версия № 2: По следам «Колумбайна»

Это предположение скорее является следствием всё той же недоработки психологов, так как навряд ли подросток со здоровой психикой и адекватным восприятием реальности выберет себе в кумиры убийц — Артур был фанатом «Колумбайна».

Речь идёт о стрельбе в школе «Колумбайн» (штат Колорадо), которую 20 апреля 1999 года устроили два американских подростка Эрик Харрис и Дилан Клиболд. Жертвами трагедии стали 15 человек.

Несмотря на то зверство, которое совершили американцы, в Сети по всему миру появилось множество их фан-пабликов. В основном их участниками являются школьники, для них Харрис и Клиболд стали своего рода вестниками противостояния нападкам и гонениям со стороны ровесников. Зародилась новая субкультура — «колумбайнеры».

«Ивантеевский стрелок» также причислял себя к «колумбайнерам». На его страницу во «ВКонтакте» после стрельбы подписались порядка четырёх тысяч пользователей. Неизвестно, на сколько бы ещё увеличилась аудитория, если бы аккаунт не заблокировала администрация социальной сети.

Возможно, одним из подписавшихся также был и Артур В. Сейчас уже известно, что он совершил своё преступление не спонтанно.

Юноша заранее планировал нападение и хотел приурочить его к годовщине «Колумбайна».

News.ru удалось узнать, что изначально несовершеннолетний собирался напасть на школу № 31, в которой учился до этого. Но после передумал.

Девятиклассник открыто обсуждал с другом не только свои преступные намерения, но и их кровавый результат. При этом Артур явно не верил, что у него получится реализовать задуманное. Вероятно, школьник всё же надеялся, что «за это время его кто-нибудь остановит».

Мнение эксперта. Максим Прохоров, детский психолог:

«Я не раз слышал об увлечениях серийными убийцами от абсолютно здоровых. Возможно, это тенденция. Важно понимать, если ребёнок этим увлекается, то это не означает, что он сможет совершить какие-то аналогичные поступки. Такой интерес может быть вызван, чтобы «пощекотать себе нервы». Сейчас даже много сериалов с такими героями, их представляют там чуть ли не позитивными персонажами. Если у ребёнка есть какие-то отклонения, то запустить процесс может что угодно, от покемонов до GTA.


Версия № 3: Нет будущего

Социум, который в режиме нон-стоп гудит об успехе и самореализации, может довести до нервного срыва взрослых и вполне успешных людей.

Стоит ли говорить об уязвимости школьников, на которых параллельно давят подростковый максимализм, отношение родителей, сверстников и учителей.

Особенно всё усугубляется, если несовершеннолетний ко всему прочему ещё и ученик коррекционного класса.

Несмотря на все заверения об одинаковом подходе и обучении, негласно существует другая система понятий, согласно которой дети из так называемой коррекционки априори бесперспективны. Это в полной мере на себе ощущал и Артур.

«Меня в школе гнобили два года. Родителям пофиг. У меня психика сломана. Был крик о помощи. Но мне никто не хочет помочь. У меня нет таланта, я ничего не могу — кроме как убивать», — признавался он своим приятелям.

В соцсети он также дублировал свои чувства.

«Во мне столько ненависти, что она уже не может остановиться, поэтому хочу купить травмат и видеть слёзы и крики. В ответ на них я скажу: «Нет, вы этого заслуживаете», — писал он.

Мнение эксперта. Максим Прохоров, детский психолог:

«Совершая такие поступки, подростки полностью не отдают себе отчёт о дальнейшем. Если у ребёнка нет адекватных занятий сейчас, перспектив, это может быть дополнительным фактором, который может развить его психический эффект. У него может быть картина «что он очищает мир» , но это никак не связано с реальностью, он из неё выпадает. Cамое сложное время 810 класс, это переходный момент, особенно связан с социальными факторами. Сейчас такое время, что подростки «гнобят друг друга», кто-то это спокойно может перенести, а кто-то отвечает вот таким вот образом».


Следственный комитет РФ возбудил в отношении подростка уголовное дело о покушении на убийство двух и более лиц. Также возбуждено уголовное дело по факту халатности, допущенной должностными лицами органов профилактики преступлений несовершеннолетних.

Девятиклассника с разрешения врачей допрашивают следователи. После будет решён вопрос о применении к нему меры пресечения.