Итак, РАН должна вместо исполняющего обязанности получить полноценного президента, который отсутствовал после фактического провала прошлогодних выборов. Когда все трое финалистов дружно сняли свои кандидатуры. Считалось, что Кремль не хотел видеть во главе РАН академика Владимира Фортова, противника проведённой реформы перестройки управления российской наукой.
Тогда все трое претендентов, взявшие самоотводы, обещали больше не баллотироваться. Однако председатель совета Российского фонда фундаментальных исследований Владислав Панченко нарушил своё слово и вновь был выдвинут на престижный пост. Впрочем, не исключено, что его настоятельно попросили о таком шаге. Дело в том, что Панченко, близкий к директору Курчатовского института Ковальчуку, считается не просто фаворитом сегодняшних выборов. Но человеком, вхожим через братьев Ковальчуков во властные верха.
А такое положение устраивает многих академиков, рассчитывающих на некоторую корректировку проведённой реформы, в результате которой РАН фактически лишилась контроля над своей немалой собственностью, которую изначально даже не могли просчитать. Ныне почти два миллиона гектаров земли, принадлежащих РАН, и 30 777 объектов капитального строительства находятся под управлением Федерального агентства научных организаций (ФАНО). Однако многие академики хотели бы, чтобы на основе аппарата ФАНО было бы воссоздано Финансово-хозяйственное управление РАН, руководитель которого назначался бы правительством.
Кроме того, во всех обнародованных пятёркой претендентов программах содержится предложение придать РАН особый статус, подобно тому, что есть у «Сколково», МГУ и Курчатовского института. А заодно восстановить ведущую роль академии в руководстве всеми научными разработками в стране, а также в проведении всех научно-технических экспертиз, выдаче разнообразных лицензий, патентов. В этом претенденты видят ещё и источник пополнения академической казны, которая ныне далеко не бездонная.
Выборы по новым правилам
Летом президентом были утверждены новые правила, по которым сегодня и должны пройти выборы. Сняты ограничения по возрасту, поэтому получил возможность баллотироваться и.о. научного руководителя Института океанологии им. Ширшова 77-летний Роберт Нигматулин.
Для победы достаточно получить простое большинство. А не две трети голосов, как это было прежде. Победителя окончательно утверждает президент, что должно поднять престиж шефа РАН.
Кроме Панченко и Нигматулина на пост президента претендуют Александр Сергеев — глава Федерального исследовательского центра «Институт прикладной физики РАН», Евгений Кабалов — директор ВНИИ авиационных материалов, Геннадий Красников — директор АО «Институт молекулярной электроники».
Именно эту пятёрку и утвердило правительство. За бортом без объяснения причин остался, в частности, проректор МГУ, уважаемый учёный Хохлов, который, к слову, призвал коллег по академии голосовать за Сергеева. Кстати, Александр Сергеев в своей программе предложил ввести «налог на науку», который должен взиматься с сырьевых компаний и госмонополий.
Словом, голосование ещё интересно и потому, что оно станет своеобразным тестом на конформизм академиков. Фаворитом остаётся Владислав Панченко. Однако многие считают, что учёные могут из принципа проголосовать наперекор и избрать, к примеру, того же Сергеева.
Правда, учитывая немалое число претендентов, в первом туре вряд ли кто-то с ходу наберёт 51 процент, а потому, видимо, второго тура не избежать...