17 августа 2017 в 09:08

Калининград должен стать поближе

Президент Владимир Путин недаром обратил внимание на высокую стоимость авиабилетов в Калининград

Понятно, что надёжная и доступная транспортная связь с матерью-родиной для нашего анклава, отделённого от остальной России не самой дружественной Литвой, становится уже вопросом вполне политическим. Иначе получается, что калининградцам проще и куда дешевле отправиться в Польшу или Германию, чем в Москву. Существует риск ментального и психологического отрыва от страны.

Почему в Париж дешевле?

Вопрос о дорогих авиабилетах на внутренние рейсы давно в центре внимания и государственных деятелей, и простых пассажиров, которые искренне недоумевают: отчего, если расстояние из Москвы до Парижа и Екатеринбурга примерно одинаковое, билеты в последний стоят на треть дороже?

В прошлом мае вопрос с билетами публично взволновал спикера верхней палаты Валентину Матвиенко. И она с высокой парламентской трибуны недоумевала, почему полёт в Санкт-Петербург занимает всего час, а просят за него авиакомпании целых двадцать тысяч рублей. Этой же весной глава «Аэрорфлота» Савельев обещал, что билеты будут дешеветь, но вышло, как всегда, наоборот.

Естественно, цены берутся не с потолка. Они зависят от стоимости топлива, а оно не перестаёт дорожать. Также на цены влияет стоимость обслуживания в аэропортах, а эти цифры тоже имеют тенденцию к постоянному росту. Пассажирам ради удешевления полётов предлагают бронировать билеты чуть не за полгода. Были обещания продавать билеты со скидкой, если салон лайнера не удастся заполнить полностью, но они остались словами. Получается, что, за исключением полётов на Дальний Восток, ценовой воз и ныне там. И это несмотря на вмешательство первых лиц страны. Авиакомпании же продолжают стенать по поводу низкой рентабельности. Замкнутый круг?

От Тихого океана до Балтики

Вот с Дальним Востоком ситуация сдвинулась с точки замерзания. И опять-таки после прямого вмешательства президента. Государство взяло на себя прямое субсидирование билетов на полёты в центр страны, а также между дальневосточными городами для молодёжи младше 23-х лет, пенсионеров, инвалидов и иных льготников. Уже в этом году из казны на такие благие цели выделено почти три миллиарда рублей.

А в прошлом году благами от выделения примерно такой же субсидии воспользовалось свыше четырёхсот тысяч пассажиров-дальневосточников. Суровый край реально стал ближе. Есть и иной подход к транспортному приближению региона. «Аэрофлот» ввёл так называемый плоский тариф. Если вы летите в одну сторону, то платите 13 тысяч, а если туда и обратно — 22 тысячи.

Собственно, если судить по выступлению президента, для Калининграда предлагается примерно такая же модель поддержки. Билеты могут субсидироваться, или же их освободят от НДС. Теперь слово за соответствующими ведомствами, которые зачастую не торопятся выполнять даже прямые указания президента.

Однако, другого выхода для Калининграда нет. Иначе будет повторяться ситуация с двумя российскими военнослужащими, которых на границе с Литвой просто ссадили с поезда. Балтийская страна увидела в них угрозу своей безопасности.

Михаил Щипанов
М. Щипанов