31 августа 2017 в 12:41

Голосовать приказано так, чтобы комар носа не подточил

В администрации президента вице-губернаторов, ответственных за проведение выборов, агитировали исключительно за честное голосование

Фото: фото Агентство «Москва»/Терещенко Михаил

Смысл очевидной позиции Кремля: выборы во всех 82 субъектах федерации должны пройти честно и максимально прозрачно. Между тем надо понимать, что скорое региональное голосование — это всего лишь репетиция перед президентскими выборами. И на местах как раз и должны быть апробированы новые вводные.

Накажут только за приписки

Ситуация в стране принципиально меняется. Ещё недавно целью условной партии власти было сохранение её доминирования на всех уровнях. Оппозиция, особенно несистемная, упорно разоблачала различные ухищрения, к которым прибегали, в первую очередь, местные власти. Голосования по принципу карусели, массовый подвоз к избирательным участкам строителей с открепительными талонами. Не говоря уже о прямых вбросах бюллетеней. Все эти манёвры традиционно были предметом обращения проигравших партий — от коммунистов до правых либералов — в суды. Но, как правило, все иски последствий не имели.

Лишь после прихода в Центризбирком Эллы Панфиловой лёд взаимного недоверия постепенно стал таять. Похоже, в Кремле поняли, что мало власть завоевать. В нынешних условиях Интернета, упрощённых коммуникаций очень важно, чтобы результаты выборов были признаны всеми их участниками. Никто не хочет повторения событий на Болотной. Раскачивания внутренней ситуации в стране в условиях сильного внешнего давления.

Нужна дополнительная консолидация вокруг разделяемых основными политическими партиями задач, стоящих перед страной. А потому выборы не должны истеблишмент разобщать. При том, что даже близкие к Кремлю аналитики признают: периметр в провинции в основном зачищен. Кандидаты в губернаторы от партии власти, особенно недавно назначенные в ранге врио вместо явно утративших симпатии населения предшественников, практически не имеют достойных соперников. Феномен прошлой массовой губернаторской кампании, когда в Иркутской области победил коммунист, вряд ли повторится.

И в таких условиях прибегать к ухищрениям можно было бы только ради одной цели — более высоких показателей явки и результата победителя. Так вот, и это главное: местным властям в президентской администрации ясно дали понять, что гонка цифр никому не нужна. За более низкие результаты никого наказывать не будут. А ведь ещё недавно политологи с удовольствием гадали, сразу ли снимут губернатора, у которого в области «Единая Россия» получила менее пятидесяти процентов, или пока подождут.

Вопрос, правда, в другом: поверят ли сами местные власти в такой либеральный подход или всё-таки найдут способ подстраховаться.


С прицелом на президентскую кампанию

А теперь о самом главном. Все понимают, Владимир Путин будет баллотироваться в марте 2018-го, как бы долго он ни уверял всех, что решение ещё не принял. Соперников у него не будет. Не принимать же всерьёз постоянную околопрезидентскую тусовку — Зюганов, Жириновский, Миронов и примкнувший к ним Явлинский.
Следовательно, сами выборы приобретают характер референдума об общенациональном доверии лидеру. Его будущей программе. Учитывая же опять-таки внешние факторы, будут попытки в очередной раз представить эти выборы подтасованными, нелегитимными. А потому Путину как никогда нужна хирургическая стерильность голосования.

Этим, в первую очередь, и объясняются все начатые реформы, все жёсткие запреты на традиционные трюки, самый либеральный подход к допуску наблюдателей, которых прежде милиция зачастую просто интернировала в момент, когда комиссии начинали подсчёт голосов.

Владимиру Путину нужно безоговорочное, не подлежащее сомнению даже со стороны оппонентов подтверждение легитимности его нового мандата. А заодно и одобрение пакета реформ, среди которых будут и явно непопулярные.

Поэтому сентябрьский день голосования — последняя публичная репетиция игры по новым правилам.

В соперниках у президента, пожалуй, только человеческая природа губернаторов, которым трудно будет преодолеть соблазн немножечко выслужиться.

Михаил Щипанов
М. Щипанов