Полиция ведёт расследование инцидента, произошедшего в День святого Валентина в Москве. News.ru сообщал ранее о том, что не менее 50 человек приняли участие в массовой драке со стрельбой и поножовщиной в столичном кафе «Неолит» на ул. 1-я Курьяновская, 28, в столичном районе Печатники. В результате инцидента пострадали как минимум пять человек, возбуждено уголовное дело о хулиганстве.
Как стало известно 15 февраля, по предварительным данным, поводом для драки стало избиение уроженца Чечни гражданами Азербайджана, в число которых входил и владелец кафе «Неолит». News.ru приводил ранее слова очевидцев конфликта, один из которых рассказал, что вечером 14 февраля в «Неолит» зашли 30−40 человек, предположительно, уроженцев Чечни, и стали ломать мебель. Затем они выяснили, где находится серверная, изъяли в ней видеорегистратор и жёсткий диск, на котором хранятся видеозаписи с камер наблюдения, после чего перерезали провода. В дальнейшем в кафе произошла перестрелка, были задействованы ножи. Пресекли драку приехавшие силовики.
В ночь с 14 на 15 февраля также появилось сообщение о перестрелке на Самаркандском бульваре, в результате которой погиб 52-летний Гариб Оруджев. Как пишет телеканал «360», полиция проверяет связь между двумя этими событиями.

Нехорошее кафе
У кафе «Неолит» недобрая слава: как выяснилось, в течение двух лет жители Печатников регулярно направляли жалобы в полицию. Особо предъявить хозяевам кафе было нечего — беспорядки и шум, ничего выдающегося. Однако за два года было подано 62 обращения — именно такое количество указано в документе, который был получен из районного отделения МВД в декабре 2018 года по запросу депутата Виталия Третьюхина. В этом же месяце Роспотребнадзор приостановил деятельность кафе по целому ряду нарушений, в том числе и тех, что связаны с технологией приготовления еды. Однако большей части жителей района, которые в этом кафе не отдыхали, мешало всё же не качество блюд «Неолита», а шум в вечернее время и неприятная суета.
Михаил Пашкин, глава Московского профсоюза полиции, по просьбе News.ru прокомментировал произошедшее в «Неолите».
«Со времён побоища на Хованском кладбище (массовая драка на кладбище в Москве между выходцами из Средней Азии и Северного Кавказа, произошедшая в мае 2016 года. — Ред.) я не припомню таких крупных драк, — сказал Пашкин. — Надо спрашивать с начальника округа. Поступали жалобы жителей, было понятно, что в кафе происходит что-то не то. Если бы в самом начале были бы приняты меры, например, хозяевами кафе нанята охрана, то ничего бы не произошло. По жалобам местных жителей должна была приезжать патрульная служба, оформлять мелкое хулиганство. Раз этого не было сделано — значит, они там кормились».
Разговор с Михаилом Пашкиным происходил ещё до того, как в качестве фигурантов драки были названы чеченцы и граждане Азербайджана. Однако глава Московского профсоюза полиции предположил всё же некий этнический конфликт.
«Кто-то с кем-то чего-то не поделил на почве этнических разногласий. Представить, что бьются славяне, 50−100 человек, с оружием — невозможно», — высказал свою точку зрения Пашкин.
Не согласился с предыдущим спикером Александр Верховский, директор информационно-аналитического центра «Сова». Он не считает произошедшее конфликтом двух этносов.
«Имела место большая драка. Не первый и не последний раз, к сожалению. Это не имеет никакого отношения к этническому конфликту. Здесь две группы товарищей, которые что-то не поделили. Одна из этих групп — чеченцы, другая — азербайджанцы. Но ни у нас в городе, ни в любом другом месте в мире нет такой вещи, как азербайджано-чеченский конфликт. Они же не выясняли никаких этнических отношений. Один кого-то обидел, его заставили извиняться на камеру, затем приехали его друзья, чтобы отомстить… Эта история могла бы произойти с любым набором этничности, безо всякого межнационального подтекста», — считает Александр Верховский.
Москвичи беззащитны
По делу идёт следствие, и делать какие-то выводы о том, что же было на самом деле причиной драки, говорить преждевременно. Но о чём определенно уже можно позволить себе высказаться, так это о полной беспомощности мирных жителей. Москвичи ничего не могут сделать в ситуациях, когда у них под окнами шумят и безобразничают. И эта беспомощность закреплена законодательно.
«Нарушение тишины регламентируется Кодексом административных правонарушений города Москвы. В этом же документе прописано, что протоколы по подобным правонарушениям составляются представителями органов МВД. Но полиция не руководствуется законодательными актами субъектов, это тоже законодательная норма. А договора между субъектом (в данном случае городом Москвой) и МВД нет с 2014 года, — рассказал Игорь Гришаков, юрист Межрегионального профсоюза «Московский профсоюз полиции». — Таким образом, и это абсолютно точно, за нарушение тишины у нас нет ответственности, потому что нет санкционного механизма. Даже если будет 1000 заявлений о нарушении тишины, полиция ничего не сможет сделать».
По законодательным актам Российской Федерации наказания за шум не предусмотрено, дополнил юрист. У полиции нет полномочий выезжать на такие случаи и пресекать их. Однако юрист не стал полностью снимать ответственность с органов МВД.
«Если было известно, что это кафе — проблемная зона, постоянно поступают жалобы, то этим всё равно должен был заниматься участковый; маршруты полицейских патрульных служб должны были пролегать мимо этого кафе с обязательным контролем как проблемной точки. Маршрут определяет начальник округа — он выясняет самые проблемные места в районе и туда направляет патрульных, — пояснил юрист. — Но у нас идут сокращения, сокращаются наряды „на земле“, и вместо 4−5 патрульных машин ездит одна. И если кто-то где-то подрался, то машина уехала туда, и вообще никто ничего не патрулирует на какое-то время».
Гришаков рассказал также о том, что у полиции теперь нет возможности проверять деятельность предпринимателей. Прийти к владельцу кафе, на которое поступают жалобы, полицейские не имеют права — это не их функция, это задача управы.

Что делать, если под окнами «тёмное место»
News.ru выслушал советы экспертов относительно того, куда всё же стоит жаловаться, если в кафе под окнами вашего дома постоянно шумят и хулиганят. Рекомендаций немного, но их стоит иметь в виду всем, и особенно в тех случаях, когда «нехорошее кафе» находится в отдельно стоящем здании, как это было с «Неолитом».
Порядок действий:
— обратиться с жалобой в местное отделение МВД;
— обратиться в районную управу с просьбой проверить сомнительное заведение: есть ли у владельцев кафе правоустанавливающие документы, имеется ли разрешение на предпринимательскую деятельность и не затрагивает ли эта деятельность интересы третьих лиц;
— в случае бездействия обратиться в префектуру (в данном случае — префектуру Юго-Восточного округа, которая находится на Авиамоторной улице), затем писать обращения в мэрию.
Михаил Пашкин также посоветовал делать аудио- и видеозаписи всего происходящего и прилагать их в качестве подтверждающих жалобы документов при обращении. И не бояться жаловаться в более высокие инстанции, вплоть до министра внутренних дел.