О начале разработки правил для так называемого карпулинга сообщает газета «Коммерсант». Предложение о регулировании поступило от интернет-сервиса BlaBlaCar, который знакомит водителей, ищущих попутчика, с пассажирами, уточняет ФАН. Ранее этот сервис столкнулся с угрозой блокировки в России из-за обвинений надзорных органов в нелегальных перевозках.
Ведущий научный сотрудник Института экономики, транспорта и транспортной политики Константин Трофименко в комментарии News.ru указал, что сама по себе идея попутчиков весьма прогрессивна, но перевозки нужно сделать максимально безопасными. «Есть такое требование в законодательстве, и необходимо карпулинг под это требование подвести», — сказал он.
Председатель волгоградского регионального отделения «Движения автомобилистов», член регионального штаба Народного фронта Армен Оганесян указал, что подобные поездки могут быть небезопасными как для водителя, так и для пассажира.
«В отличие от общественного транспорта, пассажир „попутки“ не застрахован, если машина попадет в ДТП. Для водителей, которые берут попутчиков, необходима расширенная страховка, чтобы пассажиры были застрахованы на случай экстренных ситуаций», — предположил Оганесян в комментарии News.ru.
Ключевой вопрос — в безопасности
В России есть уже несколько сервисов, на которых могут познакомиться водители и пассажиры. Как правило, все они рекомендуют своим клиентам — и водителям, и пассажирам — проверять паспорта (водительские права) друг у друга, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. Сотрудники сервисов проверяют профили зарегистрировавшихся людей, и в случае неприятной коммуникации и водителю, и пассажиру можно оставить плохой отзыв.
По факту, произойти во время поездки может все что угодно. Водитель потребует больше денег, чем было оговорено, или, наоборот, пассажир испортит машину или откажется платить. Никакого договора (помимо переписки в мессенджере) у сторон нет.

«Пусть они подписывают договор о том, что пассажир согласен ехать с водителем от одного пункта до другого пункта, готов частично оплатить водителю стоимость бензина, а водитель готов обеспечивать безопасность пассажира», — посоветовал Армен Оганесян.
«Пока еще нет определенного мнения по этому вопросу ни у Минтранса, ни у других структур», — рассказал Константин Трофименко. По его словам, одно из мнений состоит в том, что «попутки» надо лицензировать по нормам такси.
По закону клиент такси в случае ДТП имеет право на получение страховой выплаты в рамках ОСАГО, от страховщика водителя-виновника. В случае если у пассажира с таксистом возник конфликт, легче довести его до суда, ведь, как правило, таксисты заключают трудовой договор с фирмой и получают оплату за услуги.
Коммерция или приятная экономия?
Водители-попутчики оплаты за услугу вождения не получают, они довольствуются только деньгами «на топливо» от пассажиров. Предполагается, что в соответствующих сервисах в качестве водителей регистрируются те автомобилисты, которым по личной или служебной надобности в любом случае будет необходимо преодолеть большое расстояние на автомобиле. А пассажиров они набирают, чтобы немного сэкономить.
Для пассажиров такие поездки также обходятся дешевле, чем на поезде, самолёте или рейсовом автобусе. Например, от Санкт-Петербурга до Москвы на «попутке» можно доехать менее чем за 500 рублей, а вот за билет на самый дешевый автобус придется заплатить не менее 900 рублей, в то время как в поезде даже сидячее место стоит не меньше тысячи.

«Когда водитель и пассажир делят только расходы на топливо, это выгоднее и водителю, и пассажиру, и поездка веселее», — перечислил плюсы такого варианта путешествия Оганесян.
В свою очередь Трофименко заметил, что не все водители добросовестно берут у пассажиров необходимый минимум. Кто-то нелегально на этом зарабатывает, не выплачивая налоги. А в некоторых регионах России такие «попутки» составляют конкуренцию междугородным автобусам или вообще их вытесняют с рынка. Чтобы бороться с этим, нужно комплексно решать проблему нехватки рейсового транспорта, считает эксперт.
Между тем в Госдуме считают, что сервис по поиску попутчиков подходит под описание хозяйственно-трудовой деятельности. Водитель, который получает прибыль от своих услуг, должен официально регистрироваться, проходить медкомиссию, платить налоги и своевременно проводить техосмотр своего автомобиля. В противном случае сервис может увеличить «теневой пассажиропоток», передает телеканал «360».