Милые кости: когда РПЦ оставит в покое царские останки
Годовщине расстрела семьи Николая II посвящается

Следственный комитет накануне годовщины расстрела царской семьи сделал верующим подарок. Многочисленные экспертизы установили, что семь из одиннадцати останков, обнаруженных под Екатеринбургом, принадлежат родственникам – матери, отцу, четырём дочерям и сыну. А именно императору Николаю II и его семье.
Каких только опытов на костях не ставили! В частности, специалисты доказали родство погибшего человека, идентифицированного как Николай II, с останками императора Александра III, которые специально эксгумировали для экспертизы. Учёные даже сравнили кости с генетическими материалами ныне живущих Романовых.
Но остаётся открытым один вопрос. Если подлинность останков семьи Романовых была установлена ещё в 1998 году, зачем понадобилось в 2015 году эксгумировать кости, да ещё и тревожить покой других членов августейшей фамилии, похороненных в Петропавловском соборе? Всё потому, что Русская православная церковь результаты первых исследований не признала и потребовала провести повторную экспертизу. О том, почему Церковь не даёт покоя семье последнего императора, и какая судьба ждёт многострадальные царские останки – в материале News.ru.
Верю – не верю
На протяжении 90-х годов XX века Русская православная церковь готовила канонизацию последнего российского императора и его семьи. В свою очередь, с 1993 года отечественные власти провели ряд экспертиз, чтобы установить подлинность найденных в Ганиной яме останков.
Для исследования костей была создана специальная комиссия. Но при этом к её деятельности представителей Русской церкви не допускали. К началу 1998 года учёные установили, что найденные останки действительно принадлежат царской семье. А вскоре, по распоряжению властей, Николай II с супругой, их дочери Ольга, Татьяна и Анастасия были похоронены в усыпальнице дома Романовых – Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. (По костям цесаревича Алексея и царевны Марии у учёных ещё оставалось несколько вопросов).

В 2000 году РПЦ официально канонизировала последних Романовых как страстотерпцев. В то же время, как потом признался патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Церковь результатов экспертизы не признала по причине «непрозрачности исследовательского процесса» и «полного нежелания включить в этот процесс Церковь». А значит, считать останки, похороненные в усыпальнице, мощами не стоит.
Логика vs. Поклонская
В раздумьях над канонизацией мудрейшие мужи РПЦ решили поделить жизнь Николая II и его семьи на два периода. Первый – время его царствования, а второй – этап гонений и мучений. За время царствования императорская семья очков в пользу канонизации не заработала, зато после отречения – вполне.
Любопытно, что после революции погибли многие знатные люди. Так, под Алапаевском в шахту сбросили не только сестру императрицы Елизавету Федоровну с келейницей, но и несколько великих князей и одного помощника. Князья мучились не меньше семьи Николая II, но, не будучи помазанниками Божьими, на святость не настрадали.
В целом, желание Церкви сделать семью последнего императора символом жертв кровавого режима можно понять. Но представители РПЦ плохо поработали над разъяснением своих действий и решений простому населению. Поэтому в России теперь есть множество граждан, подобных депутату Госдумы Наталье Поклонской, которые уверены, что Николай II – праведник, и с балеринами романов не крутил.
Каждому храму по косточке
В РПЦ к нынешнему вердикту экспертов отнеслись с пониманием. Но особо не комментируют. Результаты этих и ещё нескольких исследований будут переданы священноначалию. Как уже не раз отмечалось, итоговое решение по признанию или непризнанию останков не будет привязано ни к каким датам, даже таким значимым, как годовщина гибели царской семьи в ночь на 17 июля. В любом случае выводы комиссии когда-нибудь будут рассмотрены на Архиерейском соборе, который и примет окончательное решение, считать ли кости мощами.
В случае, если РПЦ признает результаты современных экспертиз, а всё к этому идёт, останки, найденные под Екатеринбургом, признают мощами. Едва ли тогда августейшее семейство вновь обретёт покой в стенах усыпальницы Романовых. Раз мощи – значит, быть распилу на частицы. Крупицы последнего императора и его семьи растащат в православные храмы по всему миру. Хотели бы Романовы для себя такой чести – как говорится, одному Богу известно. Может, для этого РПЦ и настаивала на эксгумации и повторной проверке?