18 марта 2018 в 13:41

Будет ли старость в радость?

Что на самом деле надо сделать для повышения качества жизни пожилых людей в России

Фото: АГН «Москва»

В послании президента Федеральному собранию одним из важных акцентов стало качество жизни пожилых людей. На днях на этот посыл отозвалась вице-премьер РФ Ольга Голодец, которая заявила, что в России увеличивается численность людей, перешагнувших столетний рубеж. И она, по словам вице-премьера, будет только расти, ведь после президентского послания тема качества жизни стариков стала «абсолютным приоритетом». Как на самом деле в России идёт процесс улучшения качества жизни пожилых людей, News.ru рассказала координатор проектов фонда «Старость в радость» Александра Кузьмичева.

— Александра, ваш фонд больше 10 лет занимается тем, о чем сказал президент, — улучшением качества жизни пожилых людей в России. И если кто знает, что для этого нужно, то это вы. Что надо делать, чтобы старики жили у нас лучше?

— Во-первых, для того, чтобы реально улучшилось качество жизни пожилых людей в стране, нужно создавать такую систему долговременного ухода за этими пожилыми людьми, при которой каждый человек получит именно ту помощь, которая именно ему необходима, и там, где она ему необходима. То есть, если ему нужна пока помощь минимальная, он продолжает жить дома. Не нужно, чтобы его переселяли в интернат. Если он в интернате, который относится к органам социального обеспечения, ему должна быть в полном объёме доступна медицинская помощь. Если в учреждении медицинском, ему должна быть в полном объёме доступна социальная помощь. Сейчас у нас этого пока нет, но первые шаги к этому, и это правда, уже сделаны.

— Как вы считаете, почему в этот раз президент акцентировал внимание на жизни пожилых людей?

Александра Кузьмичева Александра Кузьмичева Фото: facebook.com/sasha.sopova

— Это вошло в поручение президента после встречи, в том числе с нашим директором Лизой Олескиной в Петрозаводске этим летом. После этого с начала года в семи пилотных регионах началось построение пилотного проекта той самой системы долговременного ухода. Через три года сможем увидеть результаты. Но пока, хоть эта система в России уже зарождается как проект, реально её нет. То есть, бабушка может попасть в дом престарелых из-за того, что у неё в доме прохудилась крыша. А это неправильно. На самом деле она должна максимально быть активной и продолжать жизнь дома столько, сколько она этого хочет. И пока у неё есть хоть минимальная эта возможность, она должна получить всемерную поддержку. Пока этого нет, вряд ли люди будут просто даже хотеть жить до 100 лет. Чаще встречается, что и в шестьдесят жить уже не хотят. Хотя 100-летние бабушки и дедушки действительно есть в домах престарелых и интернатах, которые мы опекаем.

— А встречались вам такие пожилые люди, которые, наоборот, поражали жизнелюбием?

— Пожилых людей у нас в стране миллионы. Понятно, что все они разные. Но наш опыт показывает, что качество жизни человека, и пожилые не исключение, — во многом определяет наличие возможностей. Счастливые бабушки и дедушки, которые на старости лет осваивают новые профессии, виды спорта, побеждают в шахматных турнирах, встречались мне там, где у них были возможности всё это сделать и освоить. В пример могу привести опекаемый нами Ржевский интернат для пожилых людей. В нём была открыта гончарная мастерская и курсы скандинавской ходьбы. Так жизнь сразу закипела! Вы бы видели, с каким энтузиазмом бабушки и дедушки стали восполнять то, в чём отказывали себе в молодости, пока трудились на заводах и фабриках, растили детей. Стали читать запоем, учиться новым видам рукоделия. И даже одержали победу на областных соревнованиях по скандинавской ходьбе!

Занятия скандинавской ходьбой для людей старшего возраста Занятия скандинавской ходьбой для людей старшего возраста Фото: АГН «Москва»/Андрей Любимов

— А вспомните историю, когда качество жизни конкретного человека изменилось?

— Конечно! Вот пример — дедушка Слава, который живёт в Ржевском интернате, где есть гончарная мастерская. Его связи с семьёй прервались 17 лет назад, и он был уверен, что одинок. С женой развёлся, с детьми не общался. Только и помнил, что адрес своей деревни. Они договорились с нашей девочкой-волонтёром, и она написала туда письмо. И вот, представьте, к нему в дом престарелых приехала вся его семья. Оказалось, что его не только помнят, но и не держат на него зла. Заобнимали его, привезли гостинцы. Конечно, это не та ситуация, чтобы его сразу сгребли в охапку и забрали домой, — 17 лет всё же они его не видели. Но главное, что человек понял, почувствовал: он не один на белом свете. И вот теперь он ждёт в гости внуков-школьников и с энтузиазмом мастерит для них чашки в гончарной мастерской.

— Выходит, сейчас нашим чиновникам, с подачи президента, придётся вспомнить, что качество жизни определяет прежде всего внимание к человеку?

— Качество жизни человека, и конечно пожилого в том числе, определяет наличие выбора. Когда у него есть возможность самому определять свой жизненный маршрут. Когда он чувствует, что этим маршрутом управляет. Вот именно это должны получить пожилые люди в России вместо ощущения, что за них всё решили, переложив туда, где это будет дешевле обходиться родине. У человека должен быть выбор, где и как стареть. Должна быть уверенность, что будет сиделка, если она понадобится. Что можно будет находиться дома и не уезжать в интернат, а необходимый для этого соцработник сможет приходить ежедневно. Пожилой человек должен быть уверен, что есть тот, кому можно продиктовать письмо. А ещё — у него тоже есть возможности доказать, что он молодец. Пока же всё это пожилым людям могут предоставить только НКО. Однако мы с большой надеждой смотрим в будущее, на то, как началась работа государственная в этом направлении. И верим, и продолжаем участвовать очень активно.

Марина Полунина
Марина Полунина