Бывший госсекретарь США Генри Киссинджер предрёк Ближнему Востоку начало гонки ядерных вооружений во время президентства Джо Байдена. Причиной, по его оценкам, может стать мягкость избранного главы государства по отношению к Ирану и возвращение к дискуссии о ядерной сделке — Совместном всеобъемлющем плане действий (СВПД). Некоторые региональные игроки действительно уже не раз демонстрировали интерес к оружию массового уничтожения.
Заявление бывшего дипломата
Не стоит заниматься самообманом, — пояснил Киссинджер. — Я не верю, что дух [новой ядерной сделки] с ограничениями по времени и таким количеством оговорок, которые предполагают освобождение от ответственности, может привести к чему-то ещё, кроме распространения ядерного оружия по всему Ближнему Востоку и, следовательно, появлению скрытой напряжённости, которая рано или поздно вырвется наружу.
Ветеран американской дипломатии считает, что иранское руководство в настоящий момент не считает возможным отказаться от «сочетания исламистского империализма и угроз». Если оно решит продолжить ядерные разработки, то движение к диалогу будет невозможным, подчеркнул Киссинджер. В то же время он отметил, что администрации Байдена не стоит отказываться от всего того, что было достигнуто на Ближнем Востоке его предшественником: это «правильный путь», уверен бывший глава дипведомства США.
Интенсификация ядерных разработок в Иране действительно способна запустить цепную реакцию на Ближнем Востоке. Американские эксперты, в том числе из числа бывших руководителей Стратегического командования Вооружённых сил (ВС) США,
У кого-то есть ядерные боеголовки, и не одна-две, но у нас пусть их не будет. Я это не принимаю, — отметил турецкий лидер. — Сейчас почти нет развитых стран, у кого не было бы ядерного оружия. У всех есть. А нам говорят: смотри, не делай!
Несмотря на то что Турция уже защищена американским «ядерным зонтиком» и является одной из пяти стран в Европе, где развёрнуто ядерное оружие США, комментарии Эрдогана породили опасения, что Анкаре хочется большего.

Об амбициях в этой сфере говорил и кронпринц Саудовской Аравии Мухаммед. В 2018 году наследник престола открыто заметил: если Тегеран разработает собственное ядерное оружие, Эр-Рияд быстро «последует его примеру», воспользовавшись помощью внешних игроков, уже имеющих соответствующий опыт. Летом 2020 года появились
Опасность интенсификации иранских разработок заключается и в учащении диверсионных вылазок израильских спецслужб. Взрывы на заводе в Натанзе и убийство физика-ядерщика Мохсена Фахризаде в 2020 году стали доказательством готовности Израиля действовать превентивно. «Надёжный военный вариант» на этот случай, к примеру, спрогнозирован экспертами Института исследований национальной безопасности Тель-Авивского университета (INSS), которые