Некий 35-летний злоумышленник, оказавшийся гражданином Украины, обливший краской памятник «Вежливым людям», жалуется, что отыграться на бронзовых скульптурах он решил по причине общего недовольства властями. Видимо, спецназовец и девочка, не говоря уже о кошке, как раз олицетворяют для него доступную ипостась власти. Раз уж в Крыму не запасли фигур местных начальников, которых по японской традиции можно метелить в знак протеста.
Однако все помнят, что война с памятниками давно приобрела характер идеологического противостояния. В частности, украинские нацики, разобравшиеся с собственными каменными и бронзовыми Лениными, предприняли несколько попыток лишить памятников вождю пролетариата и территории, над которыми Киев потерял контроль.
Помните, за что получил длительный срок уставший голодать «режиссер» Сенцов? Так за подготовку ко взрыву памятника Ленину в Симферополе. Видимо, такой акт возмездия человеку, создавшему современную Украину, должен был символизировать желание крымчан вернуться под киевскую пяту. Но не срослось. А аналогичную попытку группа засланных диверсантов предприняла уже в Донецке. И вновь целью была громоздящаяся на центральной площади ленинская статуя. Такие вот попытки декоммунизации, перенесенные на неконтролируемые земли, выдали бы, без сомнения, за проявления антироссийских настроений. Грубо, мол, подавляемых непризнанными властями.
А в Крыму вообще история многих памятников была ой какой непростой. Достаточно вспомнить, какое сопротивление местных украинофилов пришлось преодолеть при установке в 2008 году памятника Екатерине Великой. Полуостров оставался тогда еще частью Украины, и памятник, который автоматически напоминал, как и кем осваивался Крым, воспринимался чуть ли не в качестве идеологической диверсии, разрушающей постулат «Украина не Россия». Проект монумента соратнику императрицы, Григорию Потемкину, создавали уже в российском Крыму, но опять желающих хоть как-то затруднить процесс хватало.
Война с памятниками — это война с историей. Другое дело, что недовольному «маляру» было куда проще осквернить ростовой памятник, чем карабкаться на постамент Екатерины. Но сам факт быстрого задержания вандала вряд ли позволит киевским пропагандистам вцепиться в этот случай и выдать его за проявление кипящего недовольства крымского народа воссоединением с Россией. Но попытки сделаны все равно будут, памятник-то символический.
Впрочем, недаром говорят, что памятники надо ставить тем, кто в них не нуждается. Памятник «Вежливым людям» — весь современный Крым. Так что у вандалов краски просто не хватит.