Минувший год для PlayStation стал по-настоящему успешным. Оба крупных PS4-эксклюзива, вышедших в 2018-м, покорили и критиков, и сообщество. «Человека-паука» от Insomniac Games хвалили за бережное отношение к наследию культового персонажа, внимание к деталям и многочисленные отсылки, и даже назвали лучшей супергероикой в индустрии. Второй эксклюзив, God of War, ставший мягким перезапуском серии, достиг ещё больших высот — проект побил несколько рекордов продаж и сумел завоевать сразу несколько наград в категории «Игра года».
Задрав планку качества до такого уровня, Sony автоматически поставила себя в такое положение, когда игры AAA-класса для её современной консоли просто не имеют права на ошибку. И вот на игровую сцену выходит Bend Studio с постапокалиптическим экшеном про байкера Days Gone («Жизнь после»). Резюме разработчиков нельзя назвать внушительным. В первую очередь, они известны серией стелс-экшенов Syphon Filter, последняя часть которой вышла на PSP и PS2 в 2007 и 2010 годах соответственно. После этого студия выпустила две портативных Uncharted и пропала из поля зрения, даже не заглянув на PS3.
Но неожиданно, в начале лета 2016 года, на выставке E3 Sony и Bend Studio анонсируют PS4-эксклюзив Days Gone, который подозрительно напоминал другую постапокалиптическую игру — The Last of Us («Одни из нас»), но в открытом мире и с мотоциклами. Создатели долгое время не баловали аудиторию новыми деталями о проекте или кадрами игрового процесса, и потому он оставался тёмной лошадкой практически вплоть до релиза.
В марте 2019 года игровые издания ознакомились с последней версией игры, в которой студия учла замечания и подкорректировала некоторые элементы. Удивительно, но Days Gone действительно заиграла новыми красками, и некоторые критики даже посоветовали сообществу дать проекту шанс. И вот после релиза игры News.ru постарается ответить на вопрос: можно ли поставить новый эксклюзив в один ряд с такими титанами, как God of War, Uncharted 4 или «Человек-паук»?
Знакомые всё лица
Сюжет игры начинается через два года после произошедшей глобальной эпидемии. Люди старше 64 лет умерли из-за того, что их организмы просто не могли противостоять заразе, а преобладающая часть населения планеты, включая детей, деградировала и превратилась в так называемых фриков. Пережить катастрофу удалось немногим, и вряд ли их можно в полной мере назвать счастливчиками: ведь кроме человекоподобных тварей и мутировавших животных эпидемия позволила вылезти на свет бандам мародёров и анархистов, военным группировкам и даже культистам, поклоняющимся новым хозяевам Земли.
Протагонистом Days Gone стал байкер Дикон Сент-Джон, внешность и голос которому подарил актёр Сэм Уитвер (дилогия Star Wars: The Force Unleashed, «Тайны Смолвиля»). Дикон — бывший преступник, бросивший колледж, отслуживший в армии и разочаровавшийся в ней, вступивший в мотоклуб и нашедший себя в новом и жестоком мире в качестве охотника за головами. В начале эпидемии герой лишился жены Сары (её, кстати, сыграла Кортни Драпер, знакомая игрокам по роли Элизабет из BioShock Infinite), и эта трагедия серьёзно повлияла на его состояние. Первое время Дикон не оставлял надежды отыскать любимую, но в конце концов он оказался на полностью разрушенной базе, куда девушка прилетела на спасательном вертолёте. Здесь байкер соорудил для Сары своего рода мемориал, куда он впоследствии приходил, чтобы «пообщаться» с женой.
Волю к жизни Дикону помогал поддерживать его лучший друг Бухарь. Он из того типа людей, которые выступают «за любую движуху» и последуют за товарищем в самый ад. Последнее, к слову, употреблено не в переносном смысле — опасную территорию с разгуливающими фриками и поджидающими в засадах бандитами выжившие окрестили Адищем.
Не стоит думать, что Сент-Джон представляет собой депрессивного персонажа, вечно ноющего о погибшей жене. Его можно назвать интересным и даже живым. Дикон будет комментировать практически любое действие, происшествие или встречу, при этом не стесняясь в выражениях. Он обладает хорошим чувством юмора, которое не раз вызовет у игроков улыбку, испытывает неловкость от проявления чувств другими людьми и продолжает придерживаться моральных принципов, даже когда мир охватил хаос и вакханалия.
Воин дороги
Bend Studio не лукавила, когда говорила, что мотоцикл главного героя станет его лучшим напарником. Езда на нём доставит игрокам непередаваемое удовольствие. Самое подходящее сравнение для игрового байка — это Магнус Опус, машина Макса Рокатански из экшена Mad Max. У «железного коня» Дикона нет имени, зато он так же представляет собой неотъемлемую часть геймплея. Например, возле него можно сохраниться или пополнить боезапас при помощи кофров. Игрок должен постоянно следить не только за состоянием транспортного средства, но и за уровнем топлива, которое может закончиться в самый неподходящий момент. Канистры с бензином можно обнаружить по всему игровому миру, но чаще всего — на заправках.
Пополнить бак можно и в лагерях выживших, но тогда придётся расстаться с кредитами, выступающими в Days Gone в качестве местной валюты. Механики также предложат Дикону модернизировать байк: установить новый двигатель для увеличения максимальной скорости, сменить шины для лучшего сцепления с дорогой или усилить прочность мотоцикла, чтобы он выдерживал больше повреждений.
Действие игры разворачивается в окрестностях Фервелла, разделённых на шесть регионов. Карта постапокалиптического боевика огромна и может напомнить некоторым игрокам округ Хоуп из шутера Far Cry 5. Но, как и многие студии, которые до этого не работали с open world-проектами, Bend Studio не смогла правильно распределить ресурсы и сделать игровой мир живым и интересным. Благодаря возможностям движка Unreal Engine 4 «Жизнь после» нередко демонстрирует живописные пейзажи, которые сразу хочется запечатлеть, но оставаться, а тем более возвращаться в окрестности Фервелла после завершения сюжета, совершенно не хочется.
Авторы просто не дают игрокам стимула для исследования локаций: почти все улучшения будут открыты уже к финалу, дополнительных сюжетных заданий не предусмотрено, мини-игры выглядят здесь как рудимент, а посещать туристические достопримечательности или искать записки и документы для более глубокого изучения лора Days Gone захочет далеко не каждый. Такие активности, как выполнения заданий в лагерях к середине прохождения, перестают приносить удовольствие, поскольку все миссии делятся на три типа (зачистка лагеря, ликвидация цели и спасение заложника), варианты их выполнения практически не отличаются друг от друга, а искусственный интеллект врагов-людей начинаешь просчитывать уже после нескольких стычек.
Имя нам — легион
Одна из немногих вещей, которая не надоедает даже к концу, — это столкновения с мутантами. Шакалы (мутировавшие дети и подростки) любят нападать исподтишка и заставят постоянно следить за тылами. Громилы станут своеобразными мини-боссами, убить которых бывает довольно проблематично. Банши безобидны только с виду, однако их крик не только дезориентирует Дикона, но и привлечёт внимание, пожалуй, основной опасности Адища — фриков. Они перемещаются группами по две-три особи, сбегаются на громкие звуки и даже могут сбросить героя с мотоцикла.
Наибольшую опасность для любого выжившего представляют орды. Это скопления фриков, численность которых достигает нескольких десятков. Оказавшись в гуще этого единого и слаженного организма, можно автоматически готовиться к возрождению на контрольной точке. На ранних этапах игры противостоять орде не получится. Для этого Дикону понадобится более мощное оружие и большой запас взрывчатки.
А что насчёт арсенала, то разработчики предоставили игрокам богатый выбор. Тут вам и арбалет с зажигательными, разрывными и отравленными стрелами, и снайперская винтовка 50 BFG, убивающая даже самых крепких врагов с одного выстрела, и скорострельный дробовик, который прекрасно показывает себя при столкновениях с ордой. Сама стрельба в Days Gone своеобразная, поначалу кажется неудобной и чем-то напоминает механику из The Last of Us, но со временем к ней привыкаешь. Любители стелса при желании могут установить на большинство видов оружия масляные фильтры, выступающие в игре в качестве разрушаемых глушителей. Кроме того, не стоит забывать о бомбах, коктейлях Молотова и холодном оружии, которые Дикон может самостоятельно крафтить благодаря чертежам. Они выдаются после зачистки специальных лагерей и нахождения в них бункеров.
Протагониста также можно обучать новым навыкам, которые в свою очередь делятся на три типа: рукопашная, стрельба и выживание. Прокачивая первую, игроки смогут наносить более серьёзный урон в ближнем бою и уменьшить расход выносливости при уклонении. Благодаря второй ветке Дикон научится перезаряжать оружие на бегу и увеличит время концентрации (замедление времени при прицеливании). Навыки выживания позволят подсвечивать врагов, быстрее восстанавливать силы и собирать арбалетные стрелы после выстрела.
Льёт через край
Упор в игре, как не раз отмечали разработчики, в первую очередь сделан именно на сюжетной составляющей (им даже пришлось добавить несколько эпизодов, раскрывающих предысторию героя и его жены). Несмотря на то, что сценарий Days Gone пронизан всевозможными штампами, из-за чего он довольно часто становится предсказуемым, история Дикона Сент-Джона — одна из сильных сторон игры, поскольку следить за ней всё равно интересно. Days Gone содержит так много сюжетных линий (на прохождение игры на высоком уровне сложности у нас ушло чуть больше 30 часов), что хватило бы на отдельный мини-сериал.
Отдельно хочется похвалить Bend Studio за подлинное воссоздание в игре субкультуры байкеров. Незнакомые с ней люди, вероятно, не придадут значения таким деталям, как обсуждение персонажами иерархии в мотоклубе или нашивка «1%» на жилете главного героя, указывающая на его статус в мотокультуре. Однако поклонники мотоциклов наверняка оценят подобное внимание к деталям.
А вот с точки зрения режиссуры создатели всё же оплошали. Вышеупомянутые флэшбеки хоть и показывают развитие персонажей, но реализованы они из ряда вон плохо. Решив сделать воспоминания Дикона играбельными, Bend Studio совершила большую ошибку, превратив их в скучные и монотонные эпизоды. Авторы могли спокойно дать игрокам отложить контроллер в сторону и просто насладиться пятиминутным роликом.
Нельзя не упомянуть и об одном немного раздражающем моменте. В то время как всё больше студий стараются сделать переход от игрового процесса к роликам более плавным или даже почти незаметным, авторы Days Gone применяют уход в затемнение, сопровождающееся загрузкой, с завидной регулярностью. Можно было бы закрыть на такие эпизоды глаза, но когда вместо одной длинной заставки игроки видят две, причём место действия и персонажи в них не меняются, невольно начинаешь думать об абсурдности подобного решения.
Заключение
Days Gone определённо вышла не в то время. После череды отличных эксклюзивов владельцы PS4 получают крепкий среднячок, у которого на одной чаше весов расположились хороший сюжет, харизматичный главный герой со своим байком и интересные враги, а на другой — красивый, но совершенно пустой мир, однообразные дополнительные активности и хромающая режиссура. В сущности, проект Bend Studio очень похож на Horizon Zero Dawn, другую PS4-игру, вышедшую двумя годами ранее. Обе команды работали над новым постапокалиптическим IP, обе впервые создавали проект в открытом мире и обе шли после очень успешного и высокооценённого эксклюзива. Правда, у авторов Horizon Zero Dawn, студии Guerrilla Games, всё же было преимущество — успешная серия шутеров Killzone вкупе с необычной концепцией игрового мира.
Это не означает, что Days Gone не стоит потраченных денег. За всеми минусами из-за неопытности студии скрыта плодотворная работа и любовь разработчиков к собственному проекту. Просто, решившись на покупку игры, не стоит возлагать на неё слишком больших надежд и сравнивать с другими эксклюзивами — о Days Gone нужно думать, как о хорошей игре, за которой можно провести несколько вечеров. Экшен найдёт свою аудиторию и даже наверняка оправдает ожидания издателя. А через несколько лет Sony, возможно, решится на продолжение, в котором Bend Studio проведёт серьёзную работу над ошибками.