Ровно 65 лет назад произошла одна из самых страшных трагедий в истории мирового футбола. В Мюнхене при попытке взлета разбился самолет с игроками и тренерами клуба «Манчестер Юнайтед» на борту. Рассказываем подробнее об авиакатастрофе, а также о том, как манкунианцы справлялись с ее последствиями.

Обстоятельства трагедии

В феврале 1958 года МЮ возвращался из Белграда после ответного матча с местной «Црвеной Звездой» в рамках 1/4 финала Кубка европейских чемпионов. Игра завершилась со счетом 3:3, что позволило англичанам завоевать путевку в полуфинал, ведь дома они одержали победу.

Чартерный рейс совершала авиакомпания British European Airways (BEA), а летевший из Белграда самолет марки Airspeed AS.57 Ambassador успешно совершил посадку в аэропорту Мюнхена для плановой дозаправки. Однако затем все пошло совсем не по плану. Самолет дважды пытался взлететь, но пилоты оба раза прекращали попытки из-за проблем с двигателем. Воздушное судно плохо разгонялось и не могло достичь необходимой для взлета скорости.

Кроме того, в районе аэропорта начался сильный снегопад, так что пассажиров высадили из самолета и отправили в зал ожидания. Многие игроки МЮ решили, что вылет отложат до утра. Однако пилоты очень не хотели выбиваться из запланированного графика, вернули пассажиров на борт и предприняли третью попытку взлететь, ставшую роковой.

Летчики решили, что смогут разогнать машину до необходимых для взлета 220 километров в час, но на скорости 217 км/ч самолет попал в снежную кашу на последней трети взлетно-посадочной полосы и начал резко замедляться. Пилоты попытались оторвать Ambassador от земли, но ВПП закончилась, лайнер потерял управление, на высокой скорости протаранил ограждения и врезался в жилой дом и деревянный ангар, находившиеся в 300 метрах от ВПП. Ситуацию усугубило то, что в ангаре стоял грузовик с горючим, которое моментально воспламенилось.

Выжить любой ценой

В авиакатастрофе на месте погибли семь футболистов «Манчестер Юнайтед», а восьмой — Дункан Эдвардс — скончался в больнице спустя 15 дней. Трагедия также унесла жизни секретаря клуба Уолтер Крикмера, тренера Тома Карри и старшего тренера Берта Уолли. Кроме того, среди погибших оказались второй пилот и бортпроводник, восемь журналистов и два случайных пассажира. Всего рейс стал последним для 23 человек из 44, находившихся на борту.

Погибших могло быть больше, если бы не героические действия голкипера «Манчестер Юнайтед» Гарри Грегга. Футболист, который во время столкновения избежал серьезных травм, ногами пробил отверстие в фюзеляже и начал вытаскивать через него тех, кто был не в состоянии самостоятельно покинуть горящий самолет.

«Малыши Басби» в 1955 годуФото: wikimedia.org«Малыши Басби» в 1955 году

Грегг вытащил одноклубников Бобби Чарльтона, Денниса Вайоллета и Джеки Бланчфлауэра, главного тренера команды Мэтта Басби, а также беременную женщину с маленькой дочерью, которые оказались случайными попутчиками «Манчестер Юнайтед». Позже пострадавшая благополучно родила сына, а Грегг получил прозвище Герой Мюнхена.

Расследование катастрофы длилось на протяжении 10 лет, первоначальной версией была ошибка пилотов, однако в итоге британским властям удалось доказать, что крушение произошло из-за работников мюнхенского аэропорта, которые плохо очистили ВПП. Лайнер влетел в глубокий снег и не смог набрать нужную скорость для взлета.

Возвращение на олимп

«Манчестер Юнайтед» предсказуемо оказался в тяжелейшей ситуации. Помимо восьмерых погибших игроков команда лишилась еще нескольких футболистов, получивших несовместимые с продолжением карьеры травмы. Руководству «красных дьяволов» пришлось практически заново собирать команду. Одним из ее ключевых игроков стал 20-летний Чарльтон, который уже через восемь дней после авиакатастрофы выписался из больницы и вернулся к тренировкам.

Капитаном обновленной команды стал Билл Фоулкс, который также избежал серьезных травм в авиакатастрофе. В сезоне-1957/1958 МЮ завершил чемпионат Англии на девятом месте, а в полуфинале Кубка европейских чемпионов проиграл «Милану». Фоулкс вспоминал, насколько тяжело было команде.

Правый крайний защитник Билл Фоулкс из «Манчестер Юнайтед»Фото: ASSOCIATED PRESS/ТАССПравый крайний защитник Билл Фоулкс из «Манчестер Юнайтед»

Справиться с этим было очень трудно. У нас было несколько хороших игроков, но они не были как следует сыграны друг с другом. Я не знаю, как я смог продолжить играть в футбол, но я нашел в себе силы для этого. Я справился, — рассказывал Фоулкс.

Главный творец успехов МЮ до катастрофы главный тренер Мэтт Басби после трагедии проходил реабилитацию и находился в тяжелом психологическом состоянии. Он даже хотел совсем завязать с футболом, но выжившие игроки МЮ убедили его вернуться. Он вновь встал у руля команды в сезоне-1958/1959. С камбэком Басби и начался славный путь манкунианцев обратно на вершину английского и европейского футбола.

В 1965 и 1967 годах МЮ стал чемпионом Англии, а десятилетие с момента мюнхенской катастрофы встретил в качестве обладателя Кубка европейских чемпионов. У руля той команды был Басби, а в финальном матче против «Бенфики» играли двое выживших в крушении самолета футболиста — Фоулкс и Чарльтон. Последний осенью прошлого года отпраздновал 85-летие.