Всемирно известная компания по производству мотоциклов Harley-Davidson частично переносит производство на территорию Европы. На такой шаг концерн пошёл в связи с тем, что европейский рынок составляет довольно весомую часть экспорта. Однако эксперты уверены в том, что виной всему стала продолжающаяся торговая война, объявленная Дональдом Трампом.

Европейские власти своими ответными действиями объявили о решении повысить с 20 июня пошлины на товары из США. На такой шаг ЕС пошёл после того, как Вашингтон взвинтил пошлины на иностранные сталь, а также алюминий. Рынок моментально отреагировал на подобное решение — акции Harley-Davidson упали в цене почти на 6%.

Президент США Дональд ТрампФото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com//Mike TheilerПрезидент США Дональд Трамп

Благодаря политике Трампа теперь новенький «Харлей» в Европе подорожает на $2200. А европейцы, привыкшие считать деньги и экономить, вряд ли примут на-ура такое подорожание. Им, даже несмотря на любовь к американской классике, будет выгоднее присмотреться к продукции других фирм.

Дональд Трамп, узнав о решении концерна, пришёл в бешенство. Он обвинил Harley-Davidson в бегстве и трусости. По его мнению, эта компания попросту «размахивает белым флагом».

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

«Удивлён. Я боролся за них. В итоге они не будут платить пошлины при продажах в ЕС, который нанёс нам большой урон», — написал американский президент в своём микроблоге Twitter, добавив, что дисбаланс в торговле превышает $151 млрд.

Фото: Global Look Press/dpa/Georg Wendt

Отметим, что 16% от общего объёма продаж Harley-Davidson приходится на Европу, Ближний Восток и Африку.

Но какие ещё компании устали от налогов в Штатах и переметнулись в другие страны? News.ru вспоминал, тех, кто разочаровался в американской мечте.

Levi's

Визитная карточка Америки Levi Strauss & Co, основанная в 1853 году и ставшая джинсовой классикой, прекратила производство своей продукции в США. В 2004 году компания закрыла последние две пошивочные фабрики в Техасе. Всего у неё было 63 предприятия на территории США. Производство было перенесено в регионы с более дешёвой рабочей силой — Мексику, Турцию, страны Азии. Прибыль компании, которая всегда ассоциировались с Соединёнными Штатами, сократилась с $7,1 млрд в 1996 году до $4,1 млрд в 2002-м.

Фото: Global Look Press/picture alliance/Alexander Farnsworth

Cisco Systems

Крупнейший производитель сетевого оборудования Cisco Systems в 2016 году объявил об экспансии в Мексику в 2016 и 2018 годах. Планировалось, что она должна была обойтись компании более чем в $4 млрд.

Для осуществления подобного переезда главный исполнительный директор Cisco Чак Роббинс лично встречался с президентом Мексики Пенья Ньето. Таким образом компания смогла значительным образом нарастить производство своей продукции, а правительство Мексики — создать новые рабочие места.

Штаб-квартира Cisco SystemsФото: Global Look Press/VIEWШтаб-квартира Cisco Systems

3M

Диверсифицированная инновационная компания 3M с штаб-квартирой в штате Миннесота заявила о переносе части производства в Россию. Производственные мощности планировалось открыть на заводе в особой экономической зоне «Алабуга». На развитие комплекса было выделено 1,4 млн долларов. Предприятие хотело расширить линейку антикоррозионных покрытий для нефтегазовой промышленности. При этом треть продукции, производимой компанией в России, должна будет поставляться на экспорт.

Офис 3M в индийском БангалореФото: Global Look Press/DanitaDelimont.comОфис 3M в индийском Бангалоре

BMW

Торговая война вынуждает бизнесменов присматриваться к новым рынкам производств. Не исключено, что следующей компанией может стать BMW.

Её крупнейший завод находится в Северной Каролине. Предприятие выпускает популярные модели X3, X4, X5 и X6. По объёму экспорта автомобилей завод является лидером в США. Однако из-за новых налогов компания может потерять порядка 1 млрд долларов. Эксперты не исключают, что BMW тоже может вывести производство за пределы страны. Таким образом, дополнительный налог концерн сможет платить, например, в той же Германии, но никак не в Штатах. Однако такой переезд будет крайне затратным. Пока его экономическая обоснованность изучается сторонами. Тем не менее, в BMW надеются, что здравый смысл всё же преобладает, и Вашингтону удастся договориться с партнёрами, тем самым снизив градус напряжённости.

Фото: Global Look Press/dpa/Sebastian Willnow

Ford

Потери крупнейшего производителя автомобилей США — концерна Ford — могут быть внушительными после введения порции новых антироссийских санкций. Президент Американской торговой палаты в России Алексис Родзянко заявлял РИА Новости, что эта компания одной из первых почувствует негативное влияние санкций против РФ. По его словам, самый популярный и продаваемый автомобиль в Америке, как ни странно, — грузовик Ford F150. Для его производства, чтобы снизить вес, используется много алюминия. Если РУСАЛ не будет поставлять этот металл в США, то производить столько машин, сколько требуется на рынке, будет невозможно. Эта ситуация может заставить задуматься руководство компании о том, действительно ли ей нужно держаться за Америку, если для ведения бизнеса вводятся всё новые ограничения.

Фото: Global Look Press/imagebroker.com/Hans Blossey

Apple против

Дональд Трамп обещал, что сделает всё возможное, чтобы крупные американские компании перенесли производство на территорию США. Так, гигант IT-индустрии Apple проникся заверениями президента и заявил о переводе в Америку 250 млрд долларов со своих иностранных счетов. Кроме того, компания планировала создать порядка 20 тыс. рабочих мест, а общий уровень инвестиций в американскую экономику составит 350 млрд долларов в течение пяти лет. Также мировой лидер по производству гаджетов обещал построить новый кампус для персонала техподдержки. При этом эксперты подсчитали, что Apple придётся заплатить $38 млрд налогов при переводе средств из-за рубежа. Тем не менее, Apple уже успела создать ряд дочерних компаний в Ирландии, Нидерландах, Люксембурге и пр., став изобретательницей налоговой технологии «Двойная ирландская с голландским сэндвичем».

Фото: Global Look Press/Xinhua/Then Chih Wey

России здесь не место

Погрозить кулаком Вашингтону решил и российский бизнес. Компания «Теремок», производящая популярный отечественный фаст-фуд, объявила об уходе из США. Были закрыты рестораны быстрого питания в Нью-Йорке. Однако их всего было… два. В «Теремке» пояснили, что пока не хотят открывать новые заведения в других местах США. Генеральный директор сети «Теремок» Михаил Гончаров прокомментировал в Facebook, что столкнулся с враждебностью со стороны санитарных инспекторских служб Нью-Йорка. Работа бизнеса даже была приостановлена из-за якобы обнаруженных грызунов. Но, видимо, в итоге русскому терпению пришёл конец. Тем не менее, не стоит забывать, что в бизнесе всё решает простое определение — рентабельность.

Фото: facebook.com/Cityzond

Иван Капустянский, ведущий аналитик Forex Optimum:

Действия Harley-Davidson по выводу части производственных мощностей в Европу нужно рассматривать только в рамках торговой войны, которую ведут США с другими странами. После введения пошлин на европейскую продукцию последовали ответные меры. В частности, пошлина на американские мотоциклы подскочила с 6% до 31%, что увеличивает стоимость одного мотоцикла Harley-Davidson сразу на 2200 долларов и потенциально может принести убытки компании в размере 100 млн долларов в год. Естественно, компания не хочет терять европейского потребителя, который по значимости для Harley-Davidson идёт на втором месте, и ищет варианты выхода из сложившейся ситуации, прежде всего, перенося производство в Азию. Большинство крупнейших американских компаний уже давно перенесли производство за пределы страны. Именно поэтому Трамп, меняя налоговое законодательство и вводя пошлины, старается остановить этот процесс и заставить крупный бизнес вернуть производство в США. О намерениях перенести производство из Китая в США уже заявила Apple. Проблема в том, что процессы переноса производства отражаются на доходах корпораций и увеличивают себестоимость. Поэтому торговая война, которую начал Трамп, может в итоге не дать тех выгод, на которые он рассчитывает, а, наоборот, ударит как по экономике Европы, Азии, так и по экономике США.

Роман Блинов, руководитель аналитического департамента «Международного финансового центра»:

Практически все компании из числа так называемых американских собирают, шьют, производят и умудряются платить налоги за свою деятельность по всему миру и чем, как говорится, компания Harley-Davidson хуже, спрошу я вас? Сложившийся мировой уклад оптимизации операционных издержек всеми компаниями по всему миру привёл мировую экономику к полному проникновению в экономики развивающихся и развитых стран, ставя во главу угла операционные издержки на производство всего — от кроссовок Nike до смартфонов и прочих мобильных устройств от компании Apple. Все корпорации стремятся экономить, а в результате политики и экономисты кричат о росте национальной безработицы. Тут разумнее говорить не о желании компаний работать или не работать с администрацией Дональда Трампа и не о лозунге «Сделаем Америку снова великой». Тут необходимо понимать, что на протяжении всего исторического цикла развития международной торговли и мировой экономики, всегда корпорации и глобальный бизнес будет стремиться туда, где ему экономически выгодно будет работать. И именно экономическими показателями возросшей стоимости китайских рабочих руководствуются ещё начиная с периода 2010 – 2012 годов американские компании, которые начали перемещение своих сборочных цехов из КНР в США. Ничего личного — просто стоимость рабочих в Китае очень выросла за 15 лет. Стало невыгодно там работать. Так и с компаний Harley-Davidson, да и не только с этим брендом.

Дмитрий Мурадов, главный инвестиционный стратег ICBF:

Решение руководства вполне обоснованно. Продажи в Европе растут, и их доля достигла высшей отметки с 2011 года, тогда как американские покупатели снижают активность. В прошлом году в «Старом свете» было продано 40 тыс. мотоциклов, из-за чего у Harley Davidson попросту нет иного выбора, кроме как организовать производство в этом регионе. Помимо заводов в США, компания также производит продукцию в Австралии, Бразилии, Индии и Таиланде. Иными словами, говорить о каком-то новом этапе развития не приходится — Harley Davidson и в прошлом выпускали мотоциклы там, где это было выгоднее всего. Акции компании теряют в стоимости на фоне сокращения американских продаж, так что перенос производства в другие страны, в первую очередь, связан с желанием Harley Davidson побороться за рынки, где их продукция пользуется большим спросом, и закрепиться на них.

Николай Котов, финансовый эксперт департамента аналитики компании «АНАЛИТИКА онлайн»:

Безусловно, главной причиной такой рокировки является повышение пошлин Евросоюзом с 6% до 31%. Чтобы избавиться от лишних издержек и оптимизировать финансовые потоки в долгосрочной перспективе, компания разработает ряд мероприятий по переносу производства мотоциклов для стран ЕС непосредственно на территории Евросоюза. Президент США негативно высказался о таких планах компании, назвав это «белым флагом». На самом же деле речь идёт о переносе, или же расширении в ЕС, а не о полном прекращении производства в США и дезертирстве. Бизнес есть бизнес. Логично полагать, что для экономии более 20% выручки и барьера для беспредельного роста цен компания вынуждена принимать определённые меры. Подобные недовольства в адрес США высказывал ранее концерн Toyota Motors. По подсчётам, Harley-Davidson ожидает повышение стоимости каждого мотоцикла как минимум на $2200, если они не примут меры, что негативно скажется на покупательском спросе продукции. Трамп занял очень жёсткую позицию относительно экономического превосходства США. Один неверный шаг, и превосходство начнёт отталкивать. Однако опыт позволяет назвать его одним из самых опытных бизнесменов современности. Он знает, что делает.

Михаил Грачёв, финансовый консультант TeleTrade:

Рыба ищет, где глубже, а крупный бизнес — где лучше. Так можно перефразировать известную поговорку применительно к сегодняшнему дню. Конечно, связывать решение компании Harley-Davidson напрямую с именем президента Дональда Трампа не совсем корректно, производители байков не сотрудничают с Трампом непосредственно. Во-вторых, планируется перенести производство только мотоциклов, которые экспортируются в Евросоюз. Фактически речь пойдёт не о строительстве нового производства с нуля, а о переносе технологий, которые соответствуют европейским требованиям на любой другой завод. На самом деле Harley-Davidson не являются новаторами в области ухода из США. Удивление Трампа по поводу решения Harley-Davidson достаточно понятно, но, вероятно, это только первые ласточки, и вслед за мотоциклами из Штатов поедут и другие компании. Крупный бизнес сейчас достаточно мобилен, и в поисках тихих и спокойных гаваней способен обогнуть весь мир. Не исключено, что такие страны как Россия и Белоруссия с высококвалифицированной рабочей силой и удобной логистикой могут привлечь внимание крупных брендов для размещения производства в обход новых тарифов и пошлин. Так что у Трампа ещё будет повод удивиться.