Всемирно известная компания по производству мотоциклов Harley-Davidson частично переносит производство на территорию Европы. На такой шаг концерн пошёл в связи с тем, что европейский рынок составляет довольно весомую часть экспорта. Однако эксперты уверены в том, что виной всему стала продолжающаяся торговая война, объявленная Дональдом Трампом.
Европейские власти своими ответными действиями объявили о решении повысить с 20 июня пошлины на товары из США. На такой шаг ЕС пошёл после того, как Вашингтон взвинтил пошлины на иностранные сталь, а также алюминий. Рынок моментально отреагировал на подобное решение — акции Harley-Davidson упали в цене почти на 6%.
Благодаря политике Трампа теперь новенький «Харлей» в Европе подорожает на $2200. А европейцы, привыкшие считать деньги и экономить, вряд ли примут на-ура такое подорожание. Им, даже несмотря на любовь к американской классике, будет выгоднее присмотреться к продукции других фирм.
Дональд Трамп, узнав о решении концерна, пришёл в бешенство. Он обвинил Harley-Davidson в бегстве и трусости. По его мнению, эта компания попросту «размахивает белым флагом».
«Удивлён. Я боролся за них. В итоге они не будут платить пошлины при продажах в ЕС, который нанёс нам большой урон», — написал американский президент в своём микроблоге Twitter, добавив, что дисбаланс в торговле превышает $151 млрд.
Отметим, что 16% от общего объёма продаж Harley-Davidson приходится на Европу, Ближний Восток и Африку.
Но какие ещё компании устали от налогов в Штатах и переметнулись в другие страны? News.ru вспоминал, тех, кто разочаровался в американской мечте.
Levi's
Визитная карточка Америки Levi Strauss & Co, основанная в 1853 году и ставшая джинсовой классикой, прекратила производство своей продукции в США. В 2004 году компания закрыла последние две пошивочные фабрики в Техасе. Всего у неё было 63 предприятия на территории США. Производство было перенесено в регионы с более дешёвой рабочей силой — Мексику, Турцию, страны Азии. Прибыль компании, которая всегда ассоциировались с Соединёнными Штатами, сократилась с $7,1 млрд в 1996 году до $4,1 млрд в 2002-м.
Cisco Systems
Крупнейший производитель сетевого оборудования Cisco Systems в 2016 году объявил об экспансии в Мексику в 2016 и 2018 годах. Планировалось, что она должна была обойтись компании более чем в $4 млрд.
Для осуществления подобного переезда главный исполнительный директор Cisco Чак Роббинс лично встречался с президентом Мексики Пенья Ньето. Таким образом компания смогла значительным образом нарастить производство своей продукции, а правительство Мексики — создать новые рабочие места.
3M
Диверсифицированная инновационная компания 3M с штаб-квартирой в штате Миннесота заявила о переносе части производства в Россию. Производственные мощности планировалось открыть на заводе в особой экономической зоне «Алабуга». На развитие комплекса было выделено 1,4 млн долларов. Предприятие хотело расширить линейку антикоррозионных покрытий для нефтегазовой промышленности. При этом треть продукции, производимой компанией в России, должна будет поставляться на экспорт.
BMW
Торговая война вынуждает бизнесменов присматриваться к новым рынкам производств. Не исключено, что следующей компанией может стать BMW.
Её крупнейший завод находится в Северной Каролине. Предприятие выпускает популярные модели X3, X4, X5 и X6. По объёму экспорта автомобилей завод является лидером в США. Однако из-за новых налогов компания может потерять порядка 1 млрд долларов. Эксперты не исключают, что BMW тоже может вывести производство за пределы страны. Таким образом, дополнительный налог концерн сможет платить, например, в той же Германии, но никак не в Штатах. Однако такой переезд будет крайне затратным. Пока его экономическая обоснованность изучается сторонами. Тем не менее, в BMW надеются, что здравый смысл всё же преобладает, и Вашингтону удастся договориться с партнёрами, тем самым снизив градус напряжённости.
Ford
Потери крупнейшего производителя автомобилей США — концерна Ford — могут быть внушительными после введения порции новых антироссийских санкций. Президент Американской торговой палаты в России Алексис Родзянко заявлял РИА Новости, что эта компания одной из первых почувствует негативное влияние санкций против РФ. По его словам, самый популярный и продаваемый автомобиль в Америке, как ни странно, — грузовик Ford F150. Для его производства, чтобы снизить вес, используется много алюминия. Если РУСАЛ не будет поставлять этот металл в США, то производить столько машин, сколько требуется на рынке, будет невозможно. Эта ситуация может заставить задуматься руководство компании о том, действительно ли ей нужно держаться за Америку, если для ведения бизнеса вводятся всё новые ограничения.
Apple против
Дональд Трамп обещал, что сделает всё возможное, чтобы крупные американские компании перенесли производство на территорию США. Так, гигант IT-индустрии Apple проникся заверениями президента и заявил о переводе в Америку 250 млрд долларов со своих иностранных счетов. Кроме того, компания планировала создать порядка 20 тыс. рабочих мест, а общий уровень инвестиций в американскую экономику составит 350 млрд долларов в течение пяти лет. Также мировой лидер по производству гаджетов обещал построить новый кампус для персонала техподдержки. При этом эксперты подсчитали, что Apple придётся заплатить $38 млрд налогов при переводе средств из-за рубежа. Тем не менее, Apple уже успела создать ряд дочерних компаний в Ирландии, Нидерландах, Люксембурге и пр., став изобретательницей налоговой технологии «Двойная ирландская с голландским сэндвичем».
России здесь не место
Погрозить кулаком Вашингтону решил и российский бизнес. Компания «Теремок», производящая популярный отечественный фаст-фуд, объявила об уходе из США. Были закрыты рестораны быстрого питания в Нью-Йорке. Однако их всего было… два. В «Теремке» пояснили, что пока не хотят открывать новые заведения в других местах США. Генеральный директор сети «Теремок» Михаил Гончаров прокомментировал в Facebook, что столкнулся с враждебностью со стороны санитарных инспекторских служб Нью-Йорка. Работа бизнеса даже была приостановлена из-за якобы обнаруженных грызунов. Но, видимо, в итоге русскому терпению пришёл конец. Тем не менее, не стоит забывать, что в бизнесе всё решает простое определение — рентабельность.
Иван Капустянский, ведущий аналитик Forex Optimum:
Действия Harley-Davidson по выводу части производственных мощностей в Европу нужно рассматривать только в рамках торговой войны, которую ведут США с другими странами. После введения пошлин на европейскую продукцию последовали ответные меры. В частности, пошлина на американские мотоциклы подскочила с 6% до 31%, что увеличивает стоимость одного мотоцикла Harley-Davidson сразу на 2200 долларов и потенциально может принести убытки компании в размере 100 млн долларов в год. Естественно, компания не хочет терять европейского потребителя, который по значимости для Harley-Davidson идёт на втором месте, и ищет варианты выхода из сложившейся ситуации, прежде всего, перенося производство в Азию. Большинство крупнейших американских компаний уже давно перенесли производство за пределы страны. Именно поэтому Трамп, меняя налоговое законодательство и вводя пошлины, старается остановить этот процесс и заставить крупный бизнес вернуть производство в США. О намерениях перенести производство из Китая в США уже заявила Apple. Проблема в том, что процессы переноса производства отражаются на доходах корпораций и увеличивают себестоимость. Поэтому торговая война, которую начал Трамп, может в итоге не дать тех выгод, на которые он рассчитывает, а, наоборот, ударит как по экономике Европы, Азии, так и по экономике США.
Роман Блинов, руководитель аналитического департамента «Международного финансового центра»:
Практически все компании из числа так называемых американских собирают, шьют, производят и умудряются платить налоги за свою деятельность по всему миру и чем, как говорится, компания Harley-Davidson хуже, спрошу я вас? Сложившийся мировой уклад оптимизации операционных издержек всеми компаниями по всему миру привёл мировую экономику к полному проникновению в экономики развивающихся и развитых стран, ставя во главу угла операционные издержки на производство всего — от кроссовок Nike до смартфонов и прочих мобильных устройств от компании Apple. Все корпорации стремятся экономить, а в результате политики и экономисты кричат о росте национальной безработицы. Тут разумнее говорить не о желании компаний работать или не работать с администрацией Дональда Трампа и не о лозунге «Сделаем Америку снова великой». Тут необходимо понимать, что на протяжении всего исторического цикла развития международной торговли и мировой экономики, всегда корпорации и глобальный бизнес будет стремиться туда, где ему экономически выгодно будет работать. И именно экономическими показателями возросшей стоимости китайских рабочих руководствуются ещё начиная с периода 2010 – 2012 годов американские компании, которые начали перемещение своих сборочных цехов из КНР в США. Ничего личного — просто стоимость рабочих в Китае очень выросла за 15 лет. Стало невыгодно там работать. Так и с компаний Harley-Davidson, да и не только с этим брендом.
Дмитрий Мурадов, главный инвестиционный стратег ICBF:
Решение руководства вполне обоснованно. Продажи в Европе растут, и их доля достигла высшей отметки с 2011 года, тогда как американские покупатели снижают активность. В прошлом году в «Старом свете» было продано 40 тыс. мотоциклов, из-за чего у Harley Davidson попросту нет иного выбора, кроме как организовать производство в этом регионе. Помимо заводов в США, компания также производит продукцию в Австралии, Бразилии, Индии и Таиланде. Иными словами, говорить о каком-то новом этапе развития не приходится — Harley Davidson и в прошлом выпускали мотоциклы там, где это было выгоднее всего. Акции компании теряют в стоимости на фоне сокращения американских продаж, так что перенос производства в другие страны, в первую очередь, связан с желанием Harley Davidson побороться за рынки, где их продукция пользуется большим спросом, и закрепиться на них.
Николай Котов, финансовый эксперт департамента аналитики компании «АНАЛИТИКА онлайн»:
Безусловно, главной причиной такой рокировки является повышение пошлин Евросоюзом с 6% до 31%. Чтобы избавиться от лишних издержек и оптимизировать финансовые потоки в долгосрочной перспективе, компания разработает ряд мероприятий по переносу производства мотоциклов для стран ЕС непосредственно на территории Евросоюза. Президент США негативно высказался о таких планах компании, назвав это «белым флагом». На самом же деле речь идёт о переносе, или же расширении в ЕС, а не о полном прекращении производства в США и дезертирстве. Бизнес есть бизнес. Логично полагать, что для экономии более 20% выручки и барьера для беспредельного роста цен компания вынуждена принимать определённые меры. Подобные недовольства в адрес США высказывал ранее концерн Toyota Motors. По подсчётам, Harley-Davidson ожидает повышение стоимости каждого мотоцикла как минимум на $2200, если они не примут меры, что негативно скажется на покупательском спросе продукции. Трамп занял очень жёсткую позицию относительно экономического превосходства США. Один неверный шаг, и превосходство начнёт отталкивать. Однако опыт позволяет назвать его одним из самых опытных бизнесменов современности. Он знает, что делает.
Михаил Грачёв, финансовый консультант TeleTrade:
Рыба ищет, где глубже, а крупный бизнес — где лучше. Так можно перефразировать известную поговорку применительно к сегодняшнему дню. Конечно, связывать решение компании Harley-Davidson напрямую с именем президента Дональда Трампа не совсем корректно, производители байков не сотрудничают с Трампом непосредственно. Во-вторых, планируется перенести производство только мотоциклов, которые экспортируются в Евросоюз. Фактически речь пойдёт не о строительстве нового производства с нуля, а о переносе технологий, которые соответствуют европейским требованиям на любой другой завод. На самом деле Harley-Davidson не являются новаторами в области ухода из США. Удивление Трампа по поводу решения Harley-Davidson достаточно понятно, но, вероятно, это только первые ласточки, и вслед за мотоциклами из Штатов поедут и другие компании. Крупный бизнес сейчас достаточно мобилен, и в поисках тихих и спокойных гаваней способен обогнуть весь мир. Не исключено, что такие страны как Россия и Белоруссия с высококвалифицированной рабочей силой и удобной логистикой могут привлечь внимание крупных брендов для размещения производства в обход новых тарифов и пошлин. Так что у Трампа ещё будет повод удивиться.