В 2018 году объём теневой экономики составил в России 20% ВВП, или более 20 трлн рублей. Между тем в последние годы показатель снижается: в 2016-м теневой сектор достигал 28,3% ВВП, или 24,3 трлн рублей, а в 2017-м — уже 20,5% ВВП, или 18,9 трлн. Эти данные фигурируют в проекте документа Росфинмониторинга, содержащем анализ уровня соответствия России рекомендациям ФАТФ (международной Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег).

С чем можно сопоставить нынешнюю цифру в 20 трлн? Это больше, чем запланированные на текущий год расходы всего федерального бюджета (18 трлн рублей), это в три раза превышает годовую выручку «Газпрома» (6,5 трлн рублей), и это около трети всех денежных доходов россиян за 2018 год (57,5 трлн рублей), пишет РБК. В свою очередь Росфинмониторинг отмечает, что за последнее время объёмы выводимых за рубеж подозрительных денежных средств «существенно снизились», «значительно сократилось» и поступление теневых финансовых потоков из-за рубежа. В Кремле же уверяют, что государство ведёт борьбу с теневым сектором.

«Это планомерная работа, она ведётся. И по линии наших правоохранительных органов, и специализированных ведомств, и по линии правительства», — заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в ответ на просьбу журналистов прокомментировать свежие данные финансовой разведки.

Продуктовый рынок в РоссииФото: Nikolay Gyngazov/Global Look PressПродуктовый рынок в России

Что учитывают ведомства

Росфинмониторинг включает в теневую экономику, прежде всего, серый импорт (ввоз товаров с занижением импортных пошлин), сокрытие доходов от уплаты налоговых и таможенных платежей, выплату серых зарплат, а также фиктивную внешнеэкономическую деятельность для вывода незаконных доходов в другие страны.

«Денежные средства выводятся за рубеж по организованным сложным схемам, с использованием для расслоения и транзита финансовых потоков множества счетов фирм-однодневок, открытых в различных банках. Перечисления за рубеж преимущественно осуществляются под видом внешнеторговых сделок по поставке товаров или купли-продажи ценных бумаг», — отмечает служба.

У Росстата, заметим, несколько иная методика расчёта доли теневого сектора: ведомство обычно использует оценку доходов от скрытых и неофициальных видов экономической деятельности, разрешённых законом. Росстат учитывает всё (скрытую и неформальную экономику), кроме нелегального бизнеса. По его данным на конец сентября 2018 года, в отечественной экономике неформально заняты 14,9 млн человек (20,4 от общей численности занятых).

Бегство от государства

В 2017 году Международная ассоциация дипломированных сертифицированных бухгалтеров (АССА) составила рейтинг, в котором Россия вошла в топ-5 крупнейших теневых экономик мира, заняв в этом списке из 28 стран четвёртое место с показателем 39% ВВП. Опередили её только Азербайджан (67% ВВП), Нигерия (48%) и Украина (46%). Наименьшие значения объёма теневого сектора были зафиксированы в США (7,8% ВВП), Японии (10%) и Китае (10,2%) Эксперты АССА определяют теневую экономику как экономическую деятельность, которая находится за пределами системы госрегулирования, «намеренно скрывается от государственных органов».

Малый бизнес в Нигерии Фото: Adekunle Ajayi/ZUMAPRESS.com/Global Look PressМалый бизнес в Нигерии

По оценкам АССА, теневой сектор подпитывается за счёт многих факторов. Прежде всего это рецессия в национальных экономиках, сложность налоговой системы и высокое налоговое бремя, жёсткая рыночная конкуренция. Среди социодемографических факторов главными можно считать рост безработицы и числа неимущих, ограниченный доступ к образованию, а среди социальных — повышение уровня коррупции и отсутствие в сознании «категории вины».

В целом такой подход согласуется с моделью швейцарских экономистов Шнайдера, Буна и Монтенегро, которые определили теневую экономику как легальные рыночные услуги (без учёта преступной деятельности), скрытые от властей ради ухода от налогов, из-за жёстких норм рынка труда или других административных процедур. Этот подход основан на предположении, что в современной экономике кэш нужен в основном для сокрытия сделок от государства. Прозрачные транзакции, с которых уплачиваются налоги, в наличности не нуждаются. Соответственно, чем выше доля наличности в денежном обороте, тем выше в экономике доля теневых операций.

Ещё не вся правда

«Стоит обратить внимание на то, что несмотря на сокращение показателя по отношению к объёму ВВП, сам размер теневой экономики в прошлом году увеличился. Причины давно известны: предприниматели особенно жалуются на бюрократическое давление (проверки, лицензирования), которое, в совокупности с повышенной налоговой нагрузкой, заставляет бизнес уходить в тень», — говорит аналитик социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ Михаил Мащенко.

Кроме того, отмечает собеседник News.ru, каждое ведомство рассчитывает показатель по-своему. Так, по оценкам главы Росстата Александра Суринова, объём теневой экономики в 2016 году равнялся 14−15%. Тогда как в отчётности МВФ говорилось о 33%; для сравнения, Росфинмониторинг сообщал о 28,3%. Таким образом, оценить реальное положение дел в стране довольно трудно. Но учитывая, что нагрузка на бизнес из года в год растёт, экономическая ситуация ухудшается, а реальные доходы населения падают, можно ожидать дальнейшего роста теневого сектора.

Фото: Андрей Никеричев/АГН «Москва»

«Я бы данную часть российской экономики не стал называть теневой, поскольку по строгому определению слова оно обычно относится к нелегальным видам деятельности с целью извлечения прибыли — торговле оружием, людьми и наркотиками. У нас этого нет — тем более в таком объёме! Так что речь идёт о неофициальной экономике. Но в любом случае, 20% — это много. Из развитых экономик сопоставимыми долями неформального сектора обладают буквально одна-две страны, но всё равно меньше чем 20% — если говорить, например, об Италии», — рассуждает эксперт Международного финансового центра Владимир Рожанковский.

Россия не уникальна в плане присутствия в структуре своей экономики столь значительной неофициальной доли, напоминает собеседник News.ru. Уже очень давно было установлено, что размер «экономики наличных денег без отчислений» (увы, феномен этот многовековой и географически безграничный) прямо пропорционален общей налоговой нагрузке на бизнес и глубине депрессивных процессов, которые серьёзно вымывают маржу и рентабельность у бизнеса, что толкает его к разработке неких нестандартных схем снижения фискального бремени, чтобы оставаться на плаву.

«Когда бизнес находится в комфортных рамках рентабельности — где-то больше 4−5% по чистой прибыли, считается, что он постепенно полностью легализуется, без каких-либо принуждений извне. И наоборот, чем депрессивнее чистая маржа, тем большая часть экономики той или иной страны переходит на „неучтёнку“. В общем, здесь нет решительно ничего нового, и не надо думать, что это какая-то специфическая проблема, присущая только России», — поясняет Рожанковский.

По его словам, ответ на вопрос, когда эта тенденция может переломиться, лежит в плоскости более глобальной темы, связанной с уровнем комфорта и уверенности бизнеса в России.

«Оценку Росфинмониторинга в 20% ВВП, или выше 20 трлн рублей, по всем критериям можно с уверенностью отнести к понятию „много“, очень много. Пятая часть экономики России — в тени. Сумма превышает расходы бюджета страны. Это приводит к значимым проблемам», — говорит руководитель группы аналитиков Центра аналитики и финансовых технологий Марк Гойхман.

Порочный круг

Теневая экономика, уточняет он, не только не даёт поступлений в бюджет и возможности перенаправления этих средств на финансирование насущных расходов. Страдают и поступления в пенсионный и социальные фонды, что ограничивает соответствующие сферы. В неформальном секторе ещё менее защищены права и интересы участников, будь то бизнес или работники. Развиваются условия для злоупотреблений, коррупции, криминальных проявлений, необоснованного административного давления. Непрозрачность рынков и произвольность правил их работы резко ухудшают предпринимательский климат, дестимулируют инвестиции.

Фото: Андрей Любимов/АГН «Москва»

«Столь значимая роль теневого сектора запускает порочный круг. Недостаточный экономический рост и слабые доходы бюджета заставляют, среди прочего, повышать налоги, пенсионный возраст, урезать социальные программы. Это, в свою очередь, приводит к уменьшению доходов предприятий и населения, делает бизнес ещё менее рентабельным и ещё сильнее толкает его в тень», — поясняет Гойхман.

В 2019 году ситуация может усугубиться, предполагает эксперт. Это связано, например, с увеличением НДС с 18% до 20%, то есть в 1,11 раза, что ограничивает прибыльность компаний. А отодвигание срока выхода на пенсию делает менее выгодными белые зарплаты. Что касается вопроса о соответствии приводимых Росфинмониторингом цифр реальной картине, ответить на него сложно, поскольку не приводятся методика расчёта, состав показателей. Можно сравнить эти данные с информацией Росстата, оценивавшего объём теневой экономики страны в 16% ВВП. Как все они выглядят на мировом фоне?

«В январе прошлого года МВФ привёл средние показатели по различным странам с 1991-го по 2015 год. Конечно, можно радоваться, что в России дела обстоят лучше, чем в Зимбабве с 60,6% или Боливии с 62,3%. Но в передовых странах неформальная экономика значительно меньше по объёму, чем в России. Например, в Австрии 8,9%, в Швейцарии 7,2%. Как чётко проявляется связь между низкой долей „тени“ и благополучием страны!» — отмечает Гойхман.

По его мнению, тенденция к сокращению доли теневого сектора к ВВП может быть связана как с методологическими изменениями в расчётах, так и с реальной работой финансовых служб. Так, резко усилился контроль за банковскими операциями в связи с установками Финмониторинга, за этим строже следит ЦБ. Антиофшорное законодательство и обмен информацией о движении по иностранным счетам между налоговыми службами разных стран, к которому подключилась и Россия, также осложняют ситуацию укрытия доходов и средств. Эти и иные меры имеют позитивный эффект. Но динамика чрезвычайно низкая, резюмирует Гойхман, поскольку не устраняются основные причины существования неформального сектора — неэффективная налоговая система, низкий экономический рост и рентабельность предприятий, сокращение реальных доходов населения, отсутствие гарантий правовой защиты.