Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о повышении тарифов на услуги ЖКХ. Хотя документ носит почти технический характер, «подравнивающий» тарифы 2020 года под уровень прогнозируемой инфляции в будущем году, обращает на себя внимание прежде всего разброс в величине коэффициента роста — по различным регионам. С чем это может быть связано и в какой мере индексация находится в русле антимонопольных требований — в материале News.ru

Из документа, опубликованного на сайте кабинета министров, следует, что в первой половине будущего года ни в одном субъекте федерации стоимость жилищно-коммунальных услуг не возрастёт ни на рубль. Россиянам придётся дополнительно платить за тепло, газ, воду и другие удобства своего быта начиная с июля. Подобная практика применяется, кстати, не первый год, — чтобы летний отпускной сезон смягчал непопулярность этой меры. В прошлом году, кстати, в связи с ростом НДС, которое повлекло за собой рост затрат поставщиков, не удалось избежать повышения тарифов в два этапа, поэтому утяжелённые «жировки» приходили гражданам и в январе, и в июле. План двухэтапной индексации преследовал ещё и цель удержания совокупного повышения тарифов ЖКХ в рамках целевого уровня инфляции (4%).

В Москве средний размер платы за ЖКХ увеличится в 2020 году в пределах 5%, в Московской области он не перешагнёт отметку в 4,1%. В Санкт-Петербурге плата за коммунальные услуги увеличится на 3,8%.

Примечательно, что в ряде северокавказских регионов (к примеру, в Чечне и Дагестане) тарифы увеличиваются соответственно на 6,5 и 5,2%. В Кабардино-Балкарии — 5,4%, в Ингушетии — 5,1%.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Минимальный коэффициент роста — в Ненецком автономном округе — 2,4%, хотя в сопредельном с этим регионом, также северным, Ханты-Мансийском автономном округе повышение кратно выше.

Фото: Сергей Лантюхов/News.ru

Увеличение тарифов в промежутке 4−4,9% намечено в Адыгее, Алтайском, Забайкальском, Краснодарском и Красноярском краях, Амурской, Ивановской, Иркутской, Кемеровской, Новгородской, Новосибирской, Псковской, Томской, Тюменской, Смоленской областях.

Следует учесть, что в 2019 году жилищно-коммунальные тарифы выросли на 1,7% в январе и на 2,4% в июле в среднем по стране.
Несмотря на внешне корпоративный характер правительственного постановления, которое, как может показаться, действует в интересах энергетических компаний, нельзя сказать, что кабмин Дмитрия Медведева не заботится о социальных последствиях проводимой ценовой политики.

Так, исходя из необходимости борьбы с тарифным дисбалансом, в июне глава правительства подписал постановление, ужесточающее необоснованное повышение цен на услуги ЖКХ выше уровня инфляции в регионах. Результатом действия документа стало сокращение количества оснований для превышения предельного значения. К тому же регионы обязали согласовывать превышения индексов с Федеральной антимонопольной службой (ФАС).

Среди основных проблем сферы ЖКХ россияне считают неточное, порой произвольное начисление оплаты — такой вывод содержится в итогах опроса, опубликованного агентством «ЖКХ Контроль» весной текущего года. Также в числе претензий — некачественное управление многоквартирными домами и неудовлетворительное состояние домов.

Я подписал постановление, которое позволит более жёстко контролировать цены на коммунальные услуги, не допускать их необоснованного увеличения выше уровня прогнозируемой инфляции, — так прокомментировал Дмитрий Медведев правительственное распоряжение на совещании о достижении национальных целей развития России в сфере экономики и жилищном секторе.

По информации главы правительства, в настоящее время для субъектов РФ устанавливается предельный индекс роста платы за эти услуги. Министры согласились с мыслью премьера, что отныне все издержки тарифных дисбалансов уже не получится переложить на жителей.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева считает, что общий рост платежа за коммуналку в регионе не должен превышать утверждённую правительством величину. При этом никуда не деться от правила, что тарифы на различные виды ресурсов утверждают региональные службы.

Тариф, то есть стоимость конкретного ресурса (воды, газа, электроэнергии), может существенно превышать величину, указанную в распоряжении, в других случаях — быть существенно меньше. Главное, чтобы совокупно они укладывались «в коридор», установленный правительством, — поясняет эксперт.

Росстат, в свою очередь, констатирует: в 2018 году жилищно-коммунальные услуги в России возросли в среднем на 3,7%. Стоимость жилищных услуг увеличилась на 3,2%, коммунальных — на 4,1%. Холодное водоснабжение стало дороже на 5%, водоотведение — на 5,7%, горячее водоснабжение — на 4,4%, отопление — на 3,8%, газоснабжение — на 3%, электроснабжение — на 3,9%. Инфляция в прошлом году равнялась 4,3%.

Заместитель директора Института «Центр развития» НИУ «Высшая школа экономики» Валерий Миронов видит главную причину индексации тарифов на жилищно-коммунальные услуги главным образом «в потребностях экономики энергопоставляющих организаций, поскольку оптом они делают закупки из разных источников и им, естественно, приходится компенсировать свои финансовые издержки, чтобы постоянно обновлять производство».

Неудивительно, по мнению экономиста, что поставщикам приходится использовать разные источники: в каких-то регионах для производства электроэнергии больше используется уголь, в других — газ, в третьих — ставка делается на гидроэнергию и т.д. То есть региональные особенности, безусловно, накладывают свой отпечаток не только на тип получения энергии, но и, соответственно, на размер индексации тарифа. Всё это возникает не на пустом месте, как порой может считать обыватель, а в результате расчётов региональных энергетических комиссий. При этом при установлении тарифов много субъективизма и других проблем, о которых неоднократно говорила ФАС: часто они завышены (с рентабельностью до 100% к себестоимости, что позволяет коммунальщикам «жировать»), а иногда и занижены, что ведёт к износу оборудования и авариям. Идёт экспертная и законодательная работа по оптимизации процесса установления тарифов (например, через разработку эталонных тарифов для регионов), но в силу сложности задачи она далека от завершения.

Что касается нагрузки на экономику в целом, то здесь, конечно, Центробанку надо будет в точности учитывать данное повышение, — подчёркивает Валерий Миронов, — чтобы выходить на таргетированный уровень примерно в 4% роста потребительских цен. И этот фактор должен, безусловно, учитываться Центробанком в прогнозах и при выработке мер кредитной политики, и в планировании тех или иных шагов по снижению или повышению ключевой ставки, которая, в свою очередь, влияет на степень экономической активности во всех сферах.

В принципе, заключает эксперт, ничего сверхординарного в опубликованном постановлении правительства нет, индексация коррелируется с прогнозируемым уровнем инфляции.