17 июля 2017 в 15:20

«Системе» надо готовиться к худшему

Противостояние с «Роснефтью» привело компанию АФК «Система» к техническому дефолту

АФК «Система» распространила на своем сайте заявление о наступлении 17 июля 2017 года технического дефолта по кредитным обязательствам этой корпорации на сумму около 3,9 млрд. руб.

Как сообщила пресс-служба АФК «Система», наступление технического дефолта связано с продолжающимся арестом принадлежащих АФК «Система» и АО «Система-Инвест» акций МТС, «Медси» и БЭСК, наложенным Арбитражным судом Республики Башкортостан в рамках рассмотрения иска НК «Роснефть», АНК «Башнефть» и Республики Башкортостан к АФК «Система» и АО «Система-Инвест» о взыскании 170,6 млрд руб. убытков, якобы, понесенных АНК «Башнефть» в связи с ее реорганизацией.

По сообщению пресс-службы АФК «Система», корпорация считает обеспечительные меры в форме ареста ее активов необоснованными и продолжает предпринимать все необходимые действия для снятия данного ареста. С этой целью АФК «Система» подала аппеляционную жалобу в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Объявленный АФК «Система» технический дефолт — шаг во многом неожиданный, поскольку арест активов был произведен только 26 июня. Это можно объяснить по меньшей мере двумя вещами. Первая - компания испытывает чрезмерную долговую нагрузку. Вторая — она подает сигнал о том, что у кредиторов могут появиться серьезные проблемы, если не остановить противостояние с «Роснефтью».

Похоже, объявление АФК «Система» технического дефолта сюрпризом и для «Роснефти».

В интервью радиостанции «Говорит Москва» пресс-секретарь нефтяной компании Михаил Лепонтьев заявил: «Если АФК «Система» хочет воспользоваться такой абсолютно формальной процедурой, как обеспечительный арест, для того, чтобы кинуть своих кредиторов, то это много говорит о бизнес-стиле данной компании. Может, они решили, что если уж так попёрло, то можно всех кинуть».

Столь резкий тон официального представителя «Роснефти» говорит о том, что АФК «Система» надо готовиться к худшему. Впрочем, вся хронология развития этого конфликта свидетельствует об этом. И, как это парадоксального ни звучит, руку к такому исходу приложила сама «Система».

Как известно, в начале мая этого года компании «Роснефть» и «Башнефть» подали исковое заявление к АФК «Система» и ЗАО «Система-Инвест» о взыскании 106,6 млрд. рублей убытков, понесенных, по их мнению, в связи с реорганизацией «Башнефти». Позже размер требований был увеличен до 170,6 млрд. рублей. В конце мая к исковым требованиям присоединилась Башкирия.

В середине июня на рынке стали активно циркулировать сообщения о том, что АФК «Система» и «Роснефть» могут пойти на мировую, не доводя дело до суда. На сайте картотеки арбитражных дел 21 июня появилось уведомление о регистрации ходатайства от «Роснефти» и «Башнефти» об отказе от иска к АФК «Системе» в связи с заключением мирового соглашения. Но буквально через несколько минут после появления этого уведомления «Роснефть» опровергла сообщение об отказе от иска. Как заявил в этой связи глава «Роснефти» Игорь Сечин, ходатайство об отзыве иска является провокацией и подделкой.

Буквально на следующий день официальный представитель АФК «Система» заявил, что корпорация предложила «Роснефти» эффективный механизм внесудебного урегулирования спора. Но ничего конкретного о сути предложений не было сказано. Поэтому вполне ожидаемой была реакция «Роснефти»: в письме АФК «Система» отсутствуют предметные предложения по урегулированию.

О том, что досудебного решения спора уже не будет, окончательно стало ясно 4 июля, когда глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что нефтяная компания готова к мировому соглашению с АФК «Система» только в случае исполнения ею материальных требований.

«Если они хотят выйти на мировое соглашение, они должны делать конкретные предложения, а не тактические шаги, которые они предпринимают, чтобы затянуть процесс. Но мы люди серьезные — мы на провокации не ведемся», — подчеркнул Игорь Сечин.

Теперь, похоже, это поняла и «Система». Но вариантов замириться с «Роснефтью» уже нет.