В США озаботились падением рождаемости: в 2018 году в стране появилось на свет 3,78 млн младенцев, то есть 1,7 на одну роженицу — это самый низкий показатель за последние 32 года. Для нормального, стабильного воспроизводства нации требуется 2,1, пишет The Washington Post. Газета напоминает о «золотых» временах послевоенного беби-бума, когда показатель рождаемости в Америке неуклонно возрастал и этот процесс сопровождался невероятным экономическим ростом. Для современной России проблема куда более актуальна, говорят опрошенные News.ru эксперты.
В 1945–1950 годах, когда прирост населения США достигал 15–20%, суммарный размер товаров и услуг в стране увеличился практически на 25%. ВНП резко поднялся на 80% в 1950-х годах. Американский пример, пожалуй, самый показательный, но сходные тенденции в разные периоды истории наблюдались и во многих других точках планеты. Очевидно, что рождаемость оказывает самое непосредственное и очень мощное влияние на численность возрастных групп. В свою очередь последняя, помноженная на свою покупательную способность, формирует потенциальную потребительскую ёмкость любого рынка.
Анар Исмаилов, ведущий аналитик «Бизнес Инсайдер»:
Улучшение демографических показателей остаётся одним из двух главных драйверов роста любой экономики. Второй — это научный прогресс, поэтому беби-бум, безусловно, позитивный фактор.
По его словам, с наблюдаемым сейчас в России спадом прироста населения необходимо бороться не только с помощью различных госпрограмм поддержки рождаемости. Следует, например, создавать условия для переезда людей из других государств путём упрощения правил миграции. Однако при этом надо соблюдать некую грань, чтобы «новые граждане» были полезны стране. Необходимо также добиваться того, чтобы россияне не эмигрировали, вывозя семьи и капитал. Печально, что чаще остальных это делают наиболее грамотные и востребованные специалисты.
Нарек Авакян, начальник отдела инвестидей «БКС Брокер»:
Рост рождаемости в долгосрочной перспективе позитивно влияет на рыночную экономику, позволяя нарастить в ней человеческий капитал, повысить деловую активность и уровень инвестиций.
Отечественная специфика
В качестве примера эксперт приводит США, где население с 2000 года увеличилось почти на 15% — до 330 млн человек, а экономика чувствует себя прекрасно. Для России это тоже было бы актуально, однако в нашем случае есть несколько нюансов. Во-первых, не работают нормально социальные лифты, особенно в провинции: людям сложно сделать карьеру в своей профессии. Во-вторых, институциональная среда развита крайне слабо — например, в сферах малого бизнеса или общественной деятельности. В-третьих, получению качественного образования препятствует масса административных и финансовых барьеров. Наконец, в-четвёртых, сама по себе система образования в России, особенно в сегменте вузов, пока оставляет желать лучшего. Поэтому прежде чем заниматься повышением рождаемости, нам надо сначала поработать над улучшением качества жизни.
Кирилл Стариков, аналитик «Эксперт Плюс»:
В России существует явный дисбаланс между числом пенсионеров и общим количеством работающего населения. Поэтому темпы потребления не могут активно расти, а спрос по жилищному сектору сдержанный.
Драйверы и препятствия
По его мнению, если нынешнее молодое поколение будет заводить двух и более детей, то страна получит период «омоложения», что поддержит рост рабочих мест во всех секторах. Это и процветание медицины, и толчок для строительного сектора, и востребованность преподавателей школ и вузов. Поддержка семей маткапиталом, льготы, бесплатная качественная медицина — всё это придаст уверенности молодым семьям. В то же время факт остаётся фактом: в нашей культуре укоренились препятствия для развития демографии. Это и понимание некоего удобства жизни без детей (модно быть чайлдфри), и различные программы — от гендерного равноправия в профессиях, феминистских веяний, до социальной адаптации к однополым союзам.
Возможно, продолжает Стариков, следует ввести уроки по психологии в школах, где будут ненавязчиво формировать благополучный образ семьи, культуру поведения в семьях, отношение к браку и наследникам как к естественному продолжению и развитию жизни. Обычным делом должна стать практика обращения к специалистам, которые помогут разобраться с тяжёлыми, заложенными в детстве синдромами (насилие в семьях, алкоголизм родителей).
Связанные с демографией тенденции сходны в случае как с мировой, так и с российской экономикой, отмечает генеральный директор «Иволга Капитал» Андрей Хохрин. И там, и там быстрый рост рождаемости не сильно повлияет на состояние экономики. Он вызовет только повышенный спрос на продукцию компаний, производящих товары для детей, что, естественно, увеличит их доходность, но никаких серьёзных изменений в ситуации на рынках в краткосрочном периоде не будет. А вот в долгосрочной перспективе беби-бум даст более весомые плоды, поскольку в процессе взросления бывшие «новорождённые» будут сначала расширять границы рынков труда, а затем начнут оказывать определённое давление на фонды пенсионного страхования в своих странах. Но это случится только через 60–70 лет, именно таков сегодня средний пенсионный возраст.
Андрей Хохрин, генеральный директор «Иволга Капитал»:
Вероятность такого развития событий в России достаточно велика, так как государство выступает с чёткой позицией «за» повышение рождаемости. Устанавливаются различные льготы, создаются более комфортные условия для многодетных семей.
Программа-максимум
Однако снижение ипотечных ставок и материнский капитал — это далеко не всё, что может реально повлиять на желание российских семей заводить больше детей. В первую очередь, считает Хохрин, должны расти реальные доходы, уровень жизни населения, а принцип «сделаем вам дешевле» необходимо превратить в парадигму «создадим вам условия заработать». Сегодня же единственной ожидаемой риторикой от государства по этому вопросу может быть либо ещё большая пропаганда семейного образа жизни, либо какие-либо дополнительные новые льготы.
Как напоминает, в свою очередь, руководитель группы аналитиков Центра аналитики и финансовых технологий Марк Гойхман, в послевоенные годы беби-бум воспринимался как безусловное благо. Это явление в какой-то мере компенсировало громадные потери населения стран — участниц Второй мировой войны, создавало почву для развития экономики — внутренний спрос на производство товаров, прирост рабочих рук в новом поколении. Советский Союз также пережил беби-бум. Например, в 1950 году на тысячу человек населения пришлось 26,9 родившихся, по данным Росстата. И это рекорд, никогда в дальнейшем не повторившийся в СССР и России. Нормальным для «доперестроечного» позднего СССР был показатель в 14–16 рождений на тысячу человек в 70-е — начале 80-х годов.
Отрицательный прирост
Но в период политических и экономических катаклизмов конца 80-х, особенно в «бурные 90-е», чётко прослеживается падение рождений на тысячу человек: 1990 год — 13,4 человека, 1995-й — 9,3, 2000-й — 8,7. Улучшение ситуации в «нулевые» подвигло россиян на относительный беби-бум, рождаемость неуклонно повышалась от года к году, достигнув рекорда XXI века в 2014–2015 годах — 13,3 рождения на тысячу. И всё бы хорошо, продолжает Гойхман, но кризис последних лет немедленно аукнулся на рождаемости: 2016 год — 12,9, 2017-й — 11,5, 2018-й — 10,9. Мы снова скатились к уровню катаклизмов начала 90-х. Между тем в «позднем СССР» число рождений стойко превышало количество смертей, что давало положительный среднегодовой естественный прирост 5–6 человек на тысячу. Сегодня людей рождается меньше, чем умирает: в 2018 году на 10,9 рождения пришлось 12,5 смерти, то есть естественный прирост составил минус 1,6 человека.
Таким образом, при всех естественных демографических волнах огромное значение для рождаемости имеет стабильная политическая и экономическая ситуация, состояние доходов людей, перспективы будущего, — отмечает собеседник News.ru.
Да, трудно преодолеть поколенческие факторы, относительное уменьшение числа женщин детородного возраста. Но создание благоприятных условий для роста рождаемости — хотя и масштабная, сложная, но постепенно достижимая цель. Добиться её можно за счёт социальных преобразований — развития производства и создания новых рабочих мест, повышения доходов, укрепления социальных гарантий, роста обеспеченности жильём, развития здравоохранения, улучшения экологии. Какие-то отдельные шаги, например, льготы и повышение маткапитала — очень важны, но недостаточны. Нужны комплексные, многосторонние мероприятия, коренные преобразования в экономике, резюмирует Гойхман.