Великобритания с начала 2000-х стала любимым местом для состоятельных покупателей недвижимости из России, на их долю, по данным экспертов, приходится 20–30%. Большую часть сделок наши соотечественники совершают в секторе элитного жилья.
Специалисты прогнозируют, что эта ситуация в ближайшее время резко изменится. Причина — «дело Скрипаля». В конце марта стало известно о том, что британские власти «заморозили» особняк россиянина стоимостью 22 миллиона фунтов стерлингов. В пересчёте на доллары — это около 31 миллиона. В материале The Telegraph и других источниках «заморского олигарха» не раскрывают.
Арест недвижимости произошёл в рамках закона «О криминальных финансах». Этот документ был принят год назад, но до марта 2018 года не применялся.
News.ru составил небольшую подборку из лондонских активов наших состоятельных соотечественников.
Дворец и клубы

Список открывает известный российских олигарх и по совместительству бывший губернатор Чукотки Роман Абрамович. В Лондоне у него есть особняк, расположенный на улице Кенсингтон-Пэлас Гарденс. Цены на недвижимость там одни из самых высоких. Американский Forbes оценивает стоимость дома в 10,2 миллиарда долларов. Помимо дома олигарх владеет футбольной командой «Челси».
Ещё один миллиардер — основатель USM Holdings Алишер Усманов. Его особняк Sutton Place раньше принадлежал английской королевской династии Тюдоров. Дом построили ещё в 1524 году. Сегодня его стоимость оценивается примерно в 10,65 миллиарда фунтов стерлингов или почти в 15 миллиардов долларов.
Кроме того, предприниматель владеет 30% акций лондонского «Арсенала». По оценкам Forbes, примерная стоимость футбольного клуба составляет около 2 миллиардов долларов. Получается, что доля Алишера Усманова может составлять 600 млн долларов.
Если власти Великобритании решат «заморозить» активы бизнесмена, то он фактически лишится, как минимум, 15,5 миллиарда долларов.
В более «скромные» суммы оценивают имущество президента компании «Русал» Олега Дерипаски. Его дом расположен в роскошном районе Лондона — Белгрейвии. За классицизм в архитектуре часто называют «королевским». Говоря о цене недвижимости Олега Дерипаски, эксперты называют цифру в 50 миллионов фунтов стерлингов или примерно 70 миллионов долларов.
В общем, если британские власти и дальше будут арестовывать недвижимость российских олигархов, то суммы потерь будут исчисляться в миллиардах.
Егор Шишковский, управляющий директор риелторской компании LondonDom.com, Лондон:

Возможно, англичане сделают несколько показательных случаев проверки и даже замораживания активов, но это коснётся лишь нескольких человек, которые близки к российскому руководству, и которые давно уже были на примете. В отличие от того, что пишут газеты в России, рынок Британии стабилен и привлекает множество покупателей из самых разных стран мира.
Процент российских покупателей резко сократился ещё в 2014 году, примерно в два раза из-за экономической ситуации в России. Но в последний год мы снова наблюдали увеличение покупательской способности россиян. Они как раз покупают не элитное дорогое жильё, а скорее вкладывают деньги в новостройки бизнес-класса подальше от центра, где больше доходность. С учётом того, что британский жилой фонд подешевел процентов на 15% в связи с Brexit (решение выйти Великобритании из ЕС) и естественной коррекцией, интерес со стороны международных инвесторов только прибавился.
Ирина Токмакова, специалист по продаже зарубежной недвижимости в компании Mercury Group Luxury Estate:
На сегодняшний день доля сделок с недвижимостью с участием русских покупателей составляет около 20% от общего количества.
Русские традиционно предпочитают селиться в очень престижных районах: Челси, Найтсбридж, Кенсингтон, Мейфэр.
Если говорить об олигархах, то в Лондоне они на слуху. Однако основной процент сделок заключают люди обеспеченные, но не из списка Forbes. Они могут себе позволить учить детей в Великобритании и переводить часть бизнес-активов за рубеж.
Дмитрий Закиров, руководитель компании недвижимости Longrad, Лондон:

Недвижимость регистрируют не по национальности, поэтому нет точной статистики. Однако, по нашим данным, доля русских покупателей в проектах стоимостью до 2 млн фунтов стерлингов составляет только 15–20%, тогда как доля азиатских инвесторов — 60–70%.
При этом чем жилье дороже, тем больше доля россиян среди клиентов. С 2002 года в Великобританию стали приезжать русские олигархи, потом успешные, но не очень известные люди заинтересовались недвижимостью в этой стране. Примерно с 2015–2016 года поток русских клиентов упал на 50–75%. Для этого было множество причин — закон о раскрытии финансовой информации, санкции, налоги, Brexit. Но в 2017 году активность россиян возросла в несколько раз.
Сейчас никакой паники на рынке нет, никто не продаёт недвижимость, всё спокойно. Состоятельных россиян по-прежнему ждут в Великобритании.