За последний год ситуация с соотношением доходов и основных потребительских расходов россиян не только не улучшилась, но ухудшилась, так как рост цен на товары и услуги обгоняет повышение заработных плат и пенсий. Такой вывод сделан в исследовании, проведённом Центром экономических и политических реформ (ЦЭПР).
Исследование ЦЭПР проводилось в ноябре–декабре 2017 года в городах 12 регионов России, в том числе в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Владивостоке, Нальчике, Москве.
Как отмечается в докладе, на самые необходимые расходы у граждан уходит значительная часть доходов, а в некоторых населённых пунктах — более половины бюджета.
В частности, в Оренбургской области работающий житель минимально тратит в месяц 11,8 тыс. рублей при средней зарплате в 26,6 тыс. рублей. В Алтайском крае уровень минимальных трат составляет 13,5 тыс. рублей, а средний доход — 22,6 тыс. рублей.
В особенно сложной ситуации, как отмечается в исследовании, находятся семьи с маленькими детьми.
В Екатеринбурге минимальные расходы семьи с одним ребёнком составляют около 40 тыс. рублей, что соответствует практически всем доходам. То есть в семье ничего не остаётся. Примерно такая же ситуация в Нальчике. В городе Бийске Алтайского края минимальные расходы семьи составляют 32,4 тыс. рублей, что на 20% больше среднего дохода семьи с одним ребёнком. В семьях во Владивостоке и Кемеровской области после необходимых трат остаётся 25–28% доходов.
Не менее сложная ситуация складывается у пенсионеров, причём это касается не только регионов, но и столичных городов, относящихся к разряду наиболее обеспеченных.
В Оренбургской области минимальные траты у пенсионеров составляют 8,7 тыс. рублей при средней пенсии не выше 12,5 тыс. рублей. На Чукотке траты находятся на уровне 24,9 тыс. рублей, а средняя пенсия тут составляет 24,8 тыс. рублей. В Москве средний расход пенсионеров зафиксирован на уровне 18,2 тыс. рублей, хотя размер пенсии составляет порядка 14,7 тыс. рублей.
Исследование ЦЭПР подтверждает общую тенденцию последних лет, которая свидетельствует об ухудшении материального положения граждан России.
В конце октября эксперты аналитического центра при правительстве РФ подсчитали, что более 12 млн работников в России не могут обеспечить себя и свои семьи — их доходы в 2016 году были ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.
Согласно декабрьскому «Мониторингу социального самочувствия» Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), в третьем квартале численность официально нищих в стране достигла 19,2 млн человек, или 13,1% населения, что является рекордным показателем за период с 2010 года. Эти россияне получали доход ниже прожиточного минимума, который составляет 11 160 рублей для трудоспособных граждан, 8 496 рублей для пенсионеров и 10 181 рубль для детей.
С подобной статистикой вынуждены согласиться и в правительстве.
В интервью телеканалу «Россия 24» министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин заявил 28 декабря, что около 13% населения России имеют доходы ниже прожиточного минимума. «По оценкам, которые существуют, количество граждан, которые имеют доходы ниже прожиточного минимума, оно где-то сохраняется на уровне 20 миллионов — это 13–13,5% от всего населения страны. Это неприятный, как минимум, показатель», — признал министр.
В отличие от главы Минтруда, премьер-министр России Дмитрий Медведев назвал бедность «кричащей проблемой». В конце ноября в интервью российским телеканалам глава правительства отметил необходимость предпринимать шаги, направленные на борьбу с бедностью.
На днях на проблеме бедности акцентировал внимание правительства РФ Владимир Путин.
На состоявшейся 26 декабря встрече с кабинетом министров глава государства заявил, что одной из главных нерешённых проблем в стране является большое количество людей, живущих на доход ниже прожиточного минимума. «Кризисные явления в экономике последних лет, снижение цен на нефть, некоторые другие причины, в том числе внешние ограничения, сделали своё чёрное дело, и количество людей, живущих за этой чертой, к сожалению, увеличилось», — отметил президент РФ. По словам президента РФ, в России насчитывается 20 млн бедных, хотя недавно этот показатель был на уровне 15 млн человек. Как заявил глава государства, ситуацию надо срочно менять.
Однако, как оказывается, оценки высшего руководства страны по вопросу материального положения сограждан разделяют не все представители правительства.
В сообщении Пенсионного фонда России (ПФР) по результатам 2017 года говорится, что «в РФ нет пенсионеров, находящихся за чертой бедности: нет пенсионеров с ежемесячным доходом ниже прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе проживания».
По информации ПФР, с 1 апреля были проиндексированы пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, на 1,5%. Повышение коснулось 3,9 млн пенсионеров. В итоге в 2017 году среднегодовой размер социальной пенсии составил 8,8 тыс. рублей, что составляет 104,1% к прожиточному минимум пенсионера. Среднегодовой размер социальной пенсии детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы составляет 13,2 тыс. рублей. А в 2018 году будет ещё лучше — с 1 января 2018 года проиндексируют на 3,7% пенсии неработающих пенсионеров — размер выплаты составит 4982 рубля в месяц. Среднегодовой размер пенсии по старости вырастет до 14 075 рублей, а по старости неработающих пенсионеров — 14 329 рублей.
То есть, согласно логике ПФР, пенсия в 8,8 тыс. рублей — это показатель, не имеющий никакого отношения к бедности. Словом, живите, радуйтесь и не слушайте никого.
Ещё более оригинального подхода, но уже к работающим пенсионерам, придерживается министр финансов Антон Силуанов.
На состоявшемся в середине октября заседании Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений глава финансового ведомства без обиняков заявил, что работающие пенсионеры не нуждаются в индексации пенсий. «По работающим пенсионерам у нас предусмотрен и сейчас есть рост реальных зарплат большими темпами, чем рост инфляции. Это продолжится и в следующем году. И у пенсионеров, которые работают, есть возможность иметь больше средств и доходов. Такой порядок предусмотрен, и мы считаем, что он не ухудшает положение работающих пенсионеров. Это же их выбор», — констатировал министр.
В ответ на замечание Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Ивана Мохначука, что «это не их выбор, а нужда», последовало ещё более категоричное: «Не могу согласиться. Каждый пенсионер принимает решение — работать, вести активный образ жизни или уйти на пенсию».
Продолжения эта дискуссия не получила. Вполне возможно, потому, что на тот момент размер зарплаты самого министра финансов был известен только узкому кругу лиц. Но на днях выяснилось, что Антон Силуанов зарабатывает 1,7 млн рублей в месяц. И без дискуссии понятно, что для себя глава финансового ведомства принял правильное решение.