Не менее семи тысяч участников соберёт открывающийся на острове Русский во Владивостоке IV Восточный экономический форум (11−13 сентября). Его гостями, среди прочих государственных лидеров, будут президент России Владимир Путин, премьер Японии Синдзо Абэ, лидер КНР Си Цзиньпин и президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин. ВЭФ посетит богатейший человек Китая, основатель корпорации Alibaba Джек Ма. Между тем форум значим не только своим физическим размахом и громкостью имён VIP-участников. ВЭФ — это, прежде всего, пространство для дискуссии: мероприятие аккумулирует огромное количество вопросов, требующих ответа или, по крайней мере, попытки разобраться.
Основная их масса связана с судьбой и перспективами развития российского Дальнего Востока. Как, например, сделать его по-настоящему привлекательным для жизни? Как остановить местный устойчивый тренд с бегством на «большую землю», и в последующем — обеспечить приток рабочей силы? Девять субъектов страны, составляющие Дальний Восток, это без малого 40% территории РФ. Но живут на этих шести с лишним тысячах квадратных километров немногим более 5% россиян, и плотность населения, по сравнению с европейской частью, здесь ниже примерно в сорок раз.
Форма и содержание
ВЭФ-2017 запомнился стороннему наблюдателю не впечатляющим числом заключённых соглашений (217 на сумму около 2,5 трлн рублей) и участников (6 тысяч человек из 61 страны — в два раза больше, чем на ВЭФ-2016). Скрытый нерв мероприятия на острове Русский, выявившиеся на нём конфликты и противоречия — именно это было по-настоящему интересно. В частности, Владимир Путин пригрозил чиновникам увольнением за продолжающийся отток населения. Смысл его претензии был в том, что инвестиции в регион они привлекать научились, причём немалые, а вот добиться позитивных перемен в жизни населения — увы, нет. В ответ региональные власти попросили у президента дать ещё денег, а федеральные министры заявили, что дальневосточники не используют даже те ресурсы, которые уже выделяются.

Или же: полпред президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрий Трутнев посетовал на отсутствие прогресса, со времени ВЭФ-2016 в вопросе создания совместного российско-южнокорейского инвестфонда. Чиновник признал, что корейцы всё очень тщательно и долго взвешивают, прежде чем от разговоров перейти к делу. По словам Трутнева, не растёт и товарооборот между Дальним Востоком и Японией, а санкции Запада реально мешают привлечению инвестиций в регион, да и в Россию в целом. «Мне не нравится, как мы работаем с премьером Абэ, мы очень медленно работаем», — сокрушался полпред.
В рамках ВЭФ-2018 Владимир Путин и Синдзо Абэ встретятся уже в 22-й раз. В прошлом году премьер Японии лично агитировал своего российского визави за то, чтобы «поставить точку в ненормальной ситуации, которая длится уже более 70 лет». Если бы удалось заключить мирный договор по итогам Второй мировой войны и сделать первый шаг в сторону решения проблемы «северных территорий», японские инвестиции потекли бы рекой, прозрачно намекнул Абэ. Сейчас, накануне вылета во Владивосток, он заявил, что на встрече с Путиным вновь поднимет территориальный вопрос.
Четыре направления
Деловая программа нынешнего форума будет идти по четырём основным направлениям. Их названия говорят сами за себя. В рамках блока «Инструменты поддержки инвесторов: следующие шаги» ожидается дискуссия на такие темы, как поддержка малых и средних предприятий, возможности создания первого российского офшора на Дальнем Востоке, а также прорыв регионов ДФО в национальном рейтинге инвестиционной привлекательности. В блок «Отраслевые приоритеты Дальнего Востока» включены сессии, посвященные лесопромышленному комплексу, сельскому хозяйству, рыбной отрасли, нефтегазопереработке, туристической и портовой инфраструктуре, добыче твёрдых полезных ископаемых и совершенствованию законодательства в сфере геологоразведки. Блок «Глобальный Дальний Восток: международные проекты для сотрудничества» затронет перспективы экономической кооперации региона с соседними странами, развития транспортных коридоров. Блок «Создание условий для жизни людей» коснётся вопросов демографии, здравоохранения, образования и науки, жилья, культуры и развития городской среды.

Решения многих ключевых для региона проблем всё ещё не найдены. Скажем, сфере геологоразведки не хватает инвестиций, а где их брать? Большинство месторождений, разрабатываемых на Дальнем Востоке, были открыты и разведаны ещё во времена СССР. И хотя в 2017 году объём расходов на геологоразведочные работы местной минерально-сырьевой базы вырос на 30% и достиг уровня 6 млрд рублей (а до 2020 года планируется выделить еще около 16 млрд рублей), этот рынок нуждается в ещё более активной инвестиционной стратегии.
Определённый оптимизм внушает уровень взаимодействия между субъектами Дальневосточного федерального округа и Китаем: в 2017 году двусторонний товарооборот составил $7,7 млрд — на 28,3% больше аналогичного показателя прошлого года, а экспорт товаров из ДФО в КНР вырос на 31,5%. Китайские компании реализуют более 40 инвестиционных проектов на Дальнем Востоке, восемь из них запущены в 2018 году. Однако потенциал двустороннего торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества реализован не в полной мере. Главным образом — в сферах транспорта и логистики, лесной, туристской и агропромышленной отраслях, нефтегазохимии. Какие меры поддержки и механизмы могут стать дополнительным стимулом для инвесторов из КНР? Какие существуют каналы финансирования для компаний из обеих стран, реализующих проекты на Дальнем Востоке? Перечень вопросов, который попытается поднять ВЭФ-2018, бесконечен.