Строительство Транскаспийского газопровода может профинансировать и Евросоюз. Такую готовность представители Еврокомиссии выразили на переговорах с делегацией Туркмении в Брюсселе. Проект предусматривает поставку туркменского природного газа на европейский рынок в объёме 30 млрд куб. м ежегодно в течение не менее 30 лет. Между тем, по словам опрошенных News.ru экспертов, в его реализации Ашхабад заинтересован неизмеримо больше, нежели Брюссель.
О том, что ЕС намерен содействовать привлечению инвестиций в строительство газопровода, сообщил на совещании в туркменской столице глава МИДа республики Рашид Мередов. Заслушав его отчёт, президент Гурбангулы Бердымухамедов напомнил, что необходимая правовая база создана благодаря принятию Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. «Теперь для реализации этого востребованного жизнью проекта нужны только согласие сторон-участниц и экологическая экспертиза, отвечающая строгим международным требованиям», — сказал туркменский лидер.
Условия строительства обговариваются
Транскаспийский газопровод между туркменским и азербайджанским побережьем Каспия необходим для подключения Туркмении к Трансанатолийскому газопроводу (TANAP). В свою очередь TANAP предусматривает поставку природного газа из Азербайджана через Грузию и Турцию к греческой границе, где его продолжением станет Трансадриатический газопровод (TAP) в Южную Европу.
Сейчас Евросоюз, Туркмения и Азербайджан ведут трёхсторонние консультации, обговаривая условия начала строительства Транскаспийского газопровода. При этом официальный Баку предупредил: Азербайджан выполняет лишь роль транзитной страны в проекте и не собирается его софинансировать. В перспективе к проекту могут подключиться Казахстан и Узбекистан, которые разрабатывают собственные газовые месторождения и ищут пути выхода на мировые рынки.
Проблема с рынком сбыта
«Очевидно, что Туркмении Транскаспийский газопровод нужен больше, чем Европе, — заметил в беседе с News.ru партнёр консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. — Республика больше не продаёт газ Ирану, с 2016 года не поставляет его России и сейчас ищет новые экспортные пути. Что касается заявлений Еврокомиссии, для них это просто форма вежливости. Да, возможно, ЕС и готов частично профинансировать проект, но проблема в том, что потребности в газе в Южной и Восточной Европе минимальны, микроскопичны. Они полностью покрываются уже имеющимися и строящимися газопроводами, в частности, газовым коридором из Азербайджана через Грузию, Турцию и дальше в Европу. Туркменский газ просто не найдёт там рынка сбыта, к тому же его очень издалека придётся гнать. Это одна из главных причин, почему до сих пор не найден инвестор, который согласился бы строить Транскаспийский газопровод».
Между тем по запасам голубого топлива Туркмения входит в четвёрку мировых лидеров. Британская аудиторская компания Gaffney, Cline & Associates оценила запасы здешних месторождений Галкыныш и Яшлар в 26,2 трлн куб. м. Туркменские правительственные эксперты настроены оптимистично. Они убеждены: к 16 млрд куб. м газа, которые Азербайджан будет экспортировать по Южному газотранспортному коридору в Европу, в ближайшие годы при условии запуска Транскаспийского газопровода добавятся ещё 14 млрд куб. м туркменского газа.
«Газпрому» не конкурент
«У Туркмении есть некоторые проблемы с газом, в частности, он нуждается в очистке, и эта процедура делает его более дорогим, — пояснил Михаил Крутихин. — Но по объёмам его в стране действительно очень много. Теоретически Туркмения могла бы заполнить все планируемые газопроводы и в Россию поставлять в прежних объёмах — то есть до 47 млрд куб. м в год. Они способны в Китай отправлять 60 млрд куб. м по уже имеющимся контрактам, в Иран — 20−25 млрд куб. м. Они собираются через Афганистан отправлять газ в Пакистан и Индию в размере 30−35 млрд куб. м. Плюс в сторону Европы».
Однако, по мнению эксперта, сырьевые евроустремления Ашхабада разбиваются о сложившиеся обстоятельства. Рынок ЕС не растёт, один только «Газпром» имеет в Европе больше трубопроводных мощностей, чем может продать газа. Именно поэтому Туркмения даже гипотетически не способна стать конкурентом российской компании на европейском рынке, убеждён собеседник News.ru. По словам Крутихина, среди конкурентов у Туркмении не только «Газпром» и Азербайджан, но и Иракский Курдистан, который собирается поставлять газ в Европу через Турцию, что будет гораздо ближе и дешевле.