ОАО «РЖД» предложило строить мост на Сахалин по концессии. Эксперты сомневаются в рациональности этой идеи, отмечая, что мегапроект стоимостью 540,3 млрд рублей выглядит заведомо неокупаемым и что в решении о его реализации пока больше политики, чем экономики. Потенциальному концессионеру могут отдать различные участки проекта — только мост длиной 6 км, мост с железной дорогой или же всю дорожную инфраструктуру вместе с новым портом на острове.

Помимо РЖД (затраты оценены в 290,3 млрд рублей) финансировать стройку, которая пройдёт в 2018—2023 годах, должны бюджет (100 млрд рублей), Фонд развития Дальнего Востока (90 млрд рублей) и Корпорация развития Сахалинской области (60 млрд рублей). Проект включает двухколейную железную дорогу длиной 585 км от станции Селихин на линии Комсомольск-на-Амуре — Ванино к проливу Невельского и затем к станции Ныш на Сахалине, следует из презентации, направленной монополией в ведомства и оказавшейся в распоряжении «Коммерсанта».

Вопрос об экономической целесообразности проекта остаётся открытым: сегодня грузопоток между Сахалином и материком — 2,5 млн т, к 2030 году при наличии моста он составит лишь 8,5 млн т. Аналогии с Крымом не вполне уместны: там проживает 2,5 млн человек, а на Сахалине — 500 тысяч, и на острове нет такой потребности в мобильности людей и грузов, как в случае с мостом через Керченский пролив. Сумма в 540,3 млрд рублей значительно выше многих статей расходов федерального бюджета в 2017 году, в том числе на здравоохранение.

Доводы губернатора

Однако федеральные чиновники уверяют, что мост жизненно необходим и острову, и дальневосточному региону, и всей России. По словам губернатора Сахалинской области Олега Кожемяко, «вопрос имеет огромное значение с точки зрения удешевления товаров, работ и услуг, стоимости жилья, погодных условий, когда у нас скапливается по 300−400 вагонов из-за шторма». Ещё один важнейший, по мнению главы региона, момент — дать сахалинцам возможность перестать чувствовать себя оторванными от страны. Островной руководитель убеждён также, что мост откроет для России выход в АТР, обеспечит грузовые транзиты как в сторону АТР, так и в обратном направлении — в Европейскую часть РФ и Европу. Между тем, в 2015 году Олег Кожемяко высказывался в отношении проекта иначе, заявляя, что его стоимость превышает годовой бюджет Сахалинской области, и что сахалинцы не готовы отказаться от нового жилья, дорог, больниц, школ и стадионов.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Губернатор Сахалинской области Олег КожемякоФото: kremlin.ruГубернатор Сахалинской области Олег Кожемяко

В сахалинских соцсетях проект назвали «очередной стройкой века». Авторы комментариев пишут, в частности, что разруха начинается уже за пределами Южно-Сахалинска, что на острове ничего не работает и что Сахалину нужен не мост, а нормальные порты. Британский таблоид Daily Star «примерил» проект на всё Соединённое Королевство, сделав вывод, что мост будет длиннее, чем расстояние от Лондона до Глазго.

Тема строительства стационарной переправы на Сахалин неоднократно поднималась с середины XX века. Среди прочего выдвигалась идея прокладки тоннеля между островом и материком. В ходе прямой линии 7 июня 2018 года президент Владимир Путин дал развёрнутый комментарий на сей счёт, заметив, что мост на Сахалин обойдётся дешевле Крымского. По его словам, необходимо оценить проблему с разных сторон: экономической эффективности, загрузки объекта, геополитических обстоятельств, необходимости развития инфраструктуры. «Ещё при Иосифе Виссарионовиче думали на эту тему», — напомнил глава государства.

Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК:

С экономической точки зрения, я имею в виду тот грузопоток, который может быть в перспективе, этот мост не представляется рентабельным. Да, геополитически это было бы неплохо. Дело в том, что в России готовы по геополитическим причинам выложить несколько сотен миллиардов рублей. Однако экономическая ситуация такова, что мы не можем разбрасываться такими средствами. Что касается концессии, думаю, трудно будет найти такого концессионера из-за предстоящих огромных вложений в проект. Концессионеру важно понять, грубо говоря, отобьёт он эти деньги или нет. Пока такого не просматривается.