На днях Россельхознадзор заморозил поставки египетского картофеля. «Ввоз заражённого груза из Египта запрещён в целях недопущения проникновения и распространения на территории Российской Федерации карантинного объекта», — разъясняют в Россельхознадзоре. Болезнью, поразившей египетский картофель, стала бурая бактериальная гниль. Эта зараза не только превращает клубни в омерзительное месиво, но и стремительно распространяется. Этакий картофельный грипп.

Фото: Global Look Press/Russian look/Nikolay Titov

Между тем Арабская Республика Египет (АРЕ) — главный поставщик картофеля в Россию. На неё приходится 53% общего объёма поставок.

Для экономики и бюджета АРЕ картофельное табу весьма болезненно. Казалось бы, ну и что? Их проблемы. Наши фермеры производят достаточное количество популярного продукта, а именно 30 млн тонн в год. Подсчитано, что ежегодно россияне потребляют порядка 16 млн тонн «второго хлеба». То есть, по идее, без импорта обойдёмся играючи.

По идее, но не на практике

Вырастить и даже собрать картофель — полдела. Этот продукт весьма капризен в хранении — каждая хозяйка это прекрасно знает. В масштабах же страны хранение картофеля выливается в огромную проблему. Дело в том, что у нас остро не хватает современных овощехранилищ. Эксперты подсчитали, что в результате не менее 40% собранного картофеля выбрасывается на свалку. Вот и получается, что обеспечиваем себя картофелем лишь до весны. С марта до следующего урожая потребность в импорте доходит до 70%. Если ввоз египетской картошки запретят, может возникнуть её дефицит и, как следствие, значительный рост цен.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Чтобы удовлетворить спрос на основной продукт питания миллионов граждан РФ, торговле придётся резво искать замену в Китае, Азербайджане и Белоруссии. Эти страны — следующие после АРЕ по объёмам поставок картофеля.

Сбор урожая картофеля в КитаеФото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Chen BaozhongСбор урожая картофеля в Китае

Опыт подсказывает, что несмотря ни на какие меры, которые могут принять торговые сети, цена картофеля в ближайшее время нас неприятно удивит.

Так что же, позволить египтянам завозить к нам испорченную, больную картошку? Нет, конечно! Надо, не полагаясь на импорт, расторопно решить перезревшую проблему хранения, строить хранилища. Какой толк в увеличении урожаев, если их хранить негде?

Дефицит помидоров, конечно, не столь пугающ, как отсутствие в магазинах картошки. Однако и в нём ничего хорошего нет.

До недавнего времени главным поставщиком томатов в Россию была Турция. Но после того как в ноябре 2015-го турки сбили нашу «сушку», на их головы обрушились «помидорные санкции». Несмотря на принесённые Анкарой извинения и последующее потепление отношений, ограничения на турецкий экспорт сохраняются и поныне. Чиновники, как правило, объясняют их ненадлежащим качеством томатов, несоответствием их фитосанитарным нормам. Нередко пускается в ход и тезис об интересах отечественного агропрома. Мол, сельхозпроизводители набрали кредитов для строительства теплиц, их надо отдавать.

Турецкий продуктовый рынокФото: Global Look Press/imagebroker/Martin SiepmannТурецкий продуктовый рынок

При этом совершенно непонятно, кто мешал построить теплицы раньше. Кстати, турки производят значительную часть своих томатов не в открытом грунте, а в теплицах. Они сумели обзавестись достаточным количеством теплиц, мы — нет. Хотя возможностей для их обогрева за счёт собственных энергоносителей у нас стократ больше, чем у турок.

Не хватает нам и собственного молока. Сегодня в России производится примерно 31 млн тонн молока, потребность же составляет по меньшей мере 40 млн тонн. Раньше компенсировали поставками из Беларуси, но с некоторых пор на белорусскую «молочку» пошли гонения. Вот и с конца февраля этого года Россельхознадзор собирался вводить запрет на поставки молока и ряда молочных продуктов из Беларуси, потом, правда, почему-то его отложил. Надолго ли? Непонятно. Ситуация нервирует белорусских производителей. А заодно и российских потребителей. Если белорусскую «молочную реку» перекроют россельхознадзоровскими «шлюзами», цены на эту продукцию в наших магазинах неизбежно полезут вверх.

Фото: Global Look Press/Russian look/Anton Belitsky

Спору нет, порядок на продовольственном рынке наводить надо. Поддерживать отечественного производителя — тоже. Однако при этом всё-таки не ставить телегу впереди лошади. Сначала обеспечить животноводство кормовой базой, увеличить поголовье крупного рогатого скота, создать инфраструктуру хранения, переработки сельхозпродукции, а потом уже с гордым видом отказываться от импорта. Турецкого ли, египетского или какого-то ещё.