Минпромторг задумал вытащить малую розницу из подвалов и съёмных квартир. Ведомство разработало и внесло в Госдуму законопроект, регулирующий работу нестационарной торговли. Мнения опрошенных News.ru экспертов разделились: одни видят в этой инициативе только положительные моменты, другие считают, что, если ларьки и палатки вернутся на улицы городов, составить конкуренцию сетевым супермаркетам они уже не смогут. Войти в одну реку дважды не получится.
«Наши крупные торговые сети занимают 30−40% рынка. Но сегодня производителей, которые хотят представить свои продукты на полках торговых сетей, гораздо больше, чем самих сетей и их магазинов», — заявил в интервью «Российской газете» заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
Новые гарантии и рабочие места
Сравнив развитие розничной торговли в России с ситуацией за рубежом, чиновник заметил, что в РФ «в два раза меньше торговых площадей на тысячу человек, чем во многих европейских странах». По словам Евтухова, подготовленный Минпромторгом законопроект решает несколько задач: прежде всего он направлен на защиту прав предпринимателей, которым, в частности, не придётся искать постоянное помещение, снимая квартиры на первых этажах жилых домов или подвалы. Соответственно, будет решена и проблема имеющегося в России дефицита качественных торговых площадей.
Документ позволяет гарантировать предоставление компенсационных мест и сохранение бизнеса, если место, где расположен нестационарный торговый объект, требуется для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, в нём закреплён минимальный срок действия договора на размещение такого рода торговых точек — 5 лет. Ещё один аргумент Минпромторга — новые рабочие места, которых, как полагает Виктор Евтухов, может дополнительно появиться до 250 тыс.
Сигнал регионам
«Речь идёт о том, чтобы на федеральном уровне подать сигнал регионам: многоформатной торговле — быть. Зачем она нужна? Дело в том, что большое количество маленьких производителей не могут попасть в крупные сети, которым нужен прежде всего объём», — поясняет News.ru глава Ассоциации экспертов по рынку ретейла Андрей Карпов.
По его словам, реализация через нестационарную торговлю позволит этим предпринимателям существовать и развиваться дальше. По-хорошему, на следующей ступени они должны создать некое объединение. Кроме того, в России немало мест, где отсутствуют крупные форматы и где торговля осуществляется на мобильных пунктах в строго определённые сроки. Всё это необходимо ввести в правовые рамки, сделать так, чтобы региональные власти могли во исполнение этого закона принимать соответствующие решения, считает Карпов.
«В масштабе страны следует ожидать многомиллиардных инвестиций в развитие такой торговли и строительство объектов, причём непосредственно со стороны предпринимателей», — отмечает он.
Мобильная торговля подстраивается под покупателя
У главы Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергея Белякова предложение Минпромторга вызывает только положительные эмоции. По его словам, способы удовлетворения потребительского спроса следует разнообразить, кроме того, новый законопроект полезен с точки зрения развития торговли как таковой. Конечно, отмечает собеседник News.ru, статистика, свидетельствующая о падении реально располагаемых доходов граждан, заставляет задуматься о том, что нужно обеспечить доступность потребительских товаров для широких слоёв населения.
«Если не у всех есть возможность покупать продукты в формате магазинов и федеральных сетей, это не значит, что надо отказывать гражданам в приобретении таких товаров. Нужно приветствовать всё, что способствует удовлетворению спроса», — рассуждает Беляков.
Магазин — это достаточно высокие издержки, отмечает аналитик. Да, компании с этим борются, стараются сдерживать рост цен и соответствовать финансовым возможностям покупателей. Однако на хранение продуктов, на оформление торговых залов, на содержание торгового и подсобного персонала уходят средства, которые закладываются в цену товара. А мобильная торговля, перемещаясь туда, где возникает запрос на товары, идёт за покупателем, подстраиваясь под него.
Место для всех форматов
«Если ситуация будет меняться, потребитель опять переориентируется в сторону крупных магазинов. Потребительский спрос — сфера, где есть место для всех форматов торговли, включая ярмарки и рынки. Гражданин должен быть защищён от покупки некачественной продукции и в таких точках. Значит, их деятельность нужно регулировать, хотя объём требований может и должен быть другим, в силу размера самих точек», — говорит Беляков.
Появление поправок, регулирующих торговлю через нестационарные и мобильные точки, абсолютно логично. Такие объекты находились в рамках закона и раньше, просто сейчас предложено придать им особый статус, который позволит им развивать эту деятельность, уточняет собеседник News.ru.
Сомнения и риски
«В каких случаях выдавать лицензии на такого рода торговлю, а где нет — это должны решать региональные власти, — говорит в комментарии для News.ru председатель правления международной Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. — Инициатива Минпромторга избыточна: сейчас недостатка в торговых площадях нет, а в городах успешно функционируют, например, ярмарки выходного дня. Если вспомнить ситуацию с уличными ларьками в Москве, плюсов никаких они не несли, они разрушали архитектурный облик города, а их владельцы не платили налогов».
Потребитель скорее потеряет, чем выиграет, убеждён Янин, поскольку эти торговые точки будут продавать низкокачественную продукцию, пользуясь действующим до конца 2020 года мораторием на проведение плановых проверок малого бизнеса.
«С февраля 2015 года, когда за одну в Москве были снесены десятки торговых киосков, прошло четыре года. За это время сетевые супермаркеты очень сильно укрепились и расширились, люди привыкли ходить именно в них и закупаться на неделю вперёд. Сегодня ларьки уже не способны конкурировать с сетями хотя бы по той причине, что им не под силу удерживать цены на уровнях, которые для ретейлеров вообще не проблема», — рассуждает старший аналитик «Финам» Сергей Дроздов.
По словам собеседника News.ru, в десяти минутах ходьбы от его дома на юго-востоке столицы находятся пять «Пятерочек», два «Дикси», «Перекресток, «Билла», а в самом доме — «Магнит». И там всегда есть скидки на тот или иной товар: пол-литровую бутылку пива «Хайнекен», например, можно купить за 55 рублей, тогда как в небольших магазинах дешевле чем за 75−80 рублей не найти.
«Повышение НДС вообще никак не отразилось на ценах, в этом году сети оставили их прежними, просто подвинулись в марже, которая весьма внушительна. Качество товаров в супермаркетах тоже повысилось, если раньше их не без основания обвиняли в просрочке, то теперь ситуация принципиально другая», — говорит Дроздов.
Зампред Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенёв одобрил инициативу Минпромторга, заявив, что «необходимо дать больше свободы в данном вопросе муниципальным, городским, областным властям», поскольку избыточная концентрация объёмов продаж в торговых сетях порождает новых монополистов.