Иран отказался участвовать в долгожданной встрече ОПЕК+, которая пройдёт 23 июня в столице Австрии. Решение Тегерана озвучил министр нефти Исламской Республики Бижан Намдар Зангане.
Ожидается, что глава Миннефти Ирана просто покинет Вену после завершения встречи стран — участниц ОПЕК 22 июня, поэтому вопросы роста нефтедобычи придётся обсуждать уже без него. Вполне возможно, что в этой связи стоит ожидать попытки блокировки каких-либо решений со стороны Ирана. В таком случае России и Саудовской Аравии придётся прибегнуть к любым возможным способам, чтобы хоть как-то задобрить иранского партнёра и уговорить его выступить едино вместе с ОПЕК+. В ход могут пойти, например, обещания помощи в преодолении американских санкций.

Во всём виноват Трамп
Для многих стран подобный демарш Тегерана стал полнейшей неожиданностью. Но Иран на этот раз, похоже, не пойдёт на какие-либо компромиссы. Не забыл Бижар Намдар Зангане пройтись и по Штатам. По его мнению, ни США, ни какая-либо другая страна не имеют права давать объединению нефтедобывающих стран какие-либо указания, как и что делать. Это заявление прозвучало на фоне недавних высказываний Дональда Трампа, который обвинил картель в том, что он занимается искусственным завышением цен на чёрное золото. Жить и вести бизнес, по словам министра, надо без всяких инструкций из Вашингтона.
Иран также обвинил Дональда Трампа в том, что тот политизировал нефтяной рынок.
«Трамп создал сложную ситуацию на рынке нефти, наложив санкции на важные страны — основательницы ОПЕК, производителей нефти. Он ожидает от ОПЕК действий, чтобы цены были лучше. Это нечестно», — цитирует министра Reuters.
Это уже не первая попытка Ирана выступить против договорённостей ОПЕК. Так, во время обсуждения в Дохе весной 2016-го вопросов заморозки добычи Иран решил не отправлять туда своих представителей. Тогда официально это было объяснено тем, что страна ещё не успела нарастить прежний уровень добычи, который было до начала введённых санкций.
Между тем другая страна Персидского залива — Ирак — надеется, что картель придёт к соглашению на встрече 22 июня. Багдад готов к обсуждению всех вопросов, в том числе касающихся и увеличения добычи.

21 июня в Вене пройдёт заседание министерского мониторингового комитета ОПЕК+, на 22 июня запланировано непосредственно заседание ОПЕК, а уже 23 июня будет расширенная встреча в формате ОПЕК+.
Прежние обещания
Примечательно, что министр энергетики Саудовской Аравии Халед аль-Фалех ещё в апреле обещал, что условия сделки сохранятся вплоть до конца текущего года и говорить об увеличении добычи преждевременно.
Но уже в мае всё поменялось. Дональд Трамп объявил о выходе США из сделки по Ирану и вдобавок пообещал наложить на Тегеран санкции. Этот момент стал переломным в деятельности ОПЕК+. После этих событий Москва и Эр-Рияд заявили о необходимости смягчения квот в рамках нефтяной сделки. Стороны опирались на то, что кризис в Венесуэле, а также возможная нефтяная блокада Ирана приведут к тому, что на рынке образуется дефицит углеводорода.
Москва исходит из того, что нефтедобыча может быть увеличена на 1,5 млн баррелей в сутки от показателей текущего уровня в течение III квартала 2018 года, а квоты между государствами должны распределиться пропорционально.
По данным Bloomberg, ОПЕК рассматривает также вариант роста добычи на 300–600 тыс. баррелей в сутки.

Трое против
Основные противники корректировки квот сейчас — это Иран, Венесуэла и Ирак. Не исключено, что государства попробуют наложить вето на решение картеля. Логика Тегерана здесь проста и очевидна — Иран опасается, что друзья по ОПЕК+ распределят между собой долю этой страны. Венесуэла же сократила добычу до 1,4 млн баррелей с прежних 2,3 млн из-за сильнейшего экономического кризиса и небывалого роста инфляции, пугающего астрономическими цифрами. Не помогла стране стабилизироваться и широко разрекламированная криптовалюта El Petro. Между тем у Ирака ситуация на фоне остальных выглядит немного лучше, но, как бы сказали врачи, она остаётся стабильно тяжёлой. Дело в том, что основная нефтедобыча этой республики сосредоточена в регионе с нестабильной политической обстановкой, и время, к сожалению, не меняет обстоятельства в лучшую сторону.

Риски для России
Как пояснила РИА Новости руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова, соглашения ОПЕК+ с трудом поддаются прогнозу, и это будет риском для российской экономики.
«Это, скорее, сложнопрогнозируемое решение, а не большое влияние. Ожидаемый пересмотр договорённостей по объёмам добычи может кратко- или среднесрочно изменить конъюнктуру нефтяных цен», — отметила она.
По её словам, оценка волатильности цен на чёрное золото в сценарии наиболее резкого изменения объёмов составляет около 20%, а вилка по приросту физических объёмов — 0,8–2% год к году.
Артём Деев, ведущий аналитик Amarkets:
![]()
На рынке появилась информация, что Иран отказался участвовать в переговорах. Рекомендуем не обращать внимание на подобные комментарии, хотя бы потому, что лидеры мнения — Саудовская Аравия и Россия — уже ясно дали понять, что квоты индивидуальной добычи будут повышены. Как и ранее, основной сценарий встречи предполагает пересмотр действующего соглашения в пользу увеличения дневных квот по добыче с целью компенсации нехватки сырья из-за резкого сокращения производства отдельными странами. В частности, из-за экономического кризиса добыча нефти в Венесуэле снизилась на треть, или на 600 тыс. баррелей в день. Иран, вероятно, потеряет около 500 тыс. баррелей ежедневного экспорта. Напомним, в отношении Ирана с 4 ноября снова начнут действовать санкции США, и европейские покупатели иранской нефти, включая Total, Eni, Saras, Repsol, Cepsa и Hellenic Petroleum, уже сворачивают контракты, несмотря на то, что Европарламент принял резолюцию, разрешающую не исполнять американские санкции на территории ЕС. Ещё одним аргументом в пользу отказа от действующего энергетического пакта выступает и рост добычи нефти в США. За год Штаты нарастили добычу на 1,4 млн баррелей в день, нивелировав две трети от фактического сокращения внутри стран ОПЕК+ (2,2 млн баррелей в сутки). Чрезмерная активность американских производителей привела к потере Ближним Востоком приличной доли рынка. Остановить это можно, только лишь увеличив собственное производство. Именно это и будет обсуждаться в предстоящую пятницу.
Анна Кокорева, заместитель директора аналитического департамента «Альпари»:
![]()
Причина, по которой Иран не будет принимать участие в расширенной встрече, не уточняется, однако известно, что Иран выступает против предложения России и Саудовской Аравии временно увеличить добычу и намерен наложить на него вето. Против наращивания добычи нефти выступают Венесуэла и Ирак, для них стоимость барреля играет критическую роль. Таким образом, существует вероятность, что страны не придут к консенсусу и продолжат вести переговоры. Если параметры сделки всё же изменятся в сторону увеличения добычи, то нас ждёт небольшая коррекция на нефтяном рынке, цены начнут снижаться. В любом случае, ближе к истечению сроков сделки её условия всё равно поменяются. На дальнейшее продление заморозки добычи ряд участников вряд ли пойдёт.