Концерн Ford пал жертвой, прежде всего, своей ошибочной бизнес-стратегии, говорят опрошенные News.ru эксперты. По их словам, фактический уход из России американского автогиганта почти не отразится на расстановке сил на отечественном рынке легковых автомобилей: продажи бывшей некогда бестселлером марки падали уже несколько лет, и её место абсолютно закономерно заняли конкуренты.
Деятельность знаменитого международного автобренда в России за последнее десятилетие можно охарактеризовать как успешно проторенную дорогу к триумфальным провалам и разочарованиям у потребителей, считает официальный представитель «Альпари» в СНГ Андрей Лобода. На его взгляд, Ford, входивший в число лидеров отечественного рынка, не просто растерял престиж среди автолюбителей в РФ, но умудрился упустить позиции по всей линейке классов автомобилей.
Всё это происходило на фоне бездарной модели операционного бизнеса в Западной Европе и России, приносившей резкое падение прибыли, а потом и убытки год за годом, — говорит Лобода.
Завод лихорадило
К тому же, продолжает собеседник News.ru, на общественность давила и волна информационного негатива — знаменитый завод Ford под Санкт-Петербургом постоянно лихорадило то от забастовок рабочих, то от вынужденных простоев и удлинённых каникул. При этом, напоминает Лобода, на фоне скромных платёжных возможностей населения российский авторынок является высококонкурентным. Нишу американцев уже давно освоили производители из Японии, Южной Кореи, Франции и Германии. По итогам 2018 года Ford (при расчётной мощности своих трёх заводов в 360 тысяч автомобилей в год) реализовал в России порядка 50 тысяч автомобилей, а в 2011-м — около 120 тыс.
С такими нестыковками не только рабочие забастуют, но и заводские мыши сдохнут от голода. Если заводы во Всеволожске и Елабуге опять будут простаивать, то забастовки рабочих снова станут главной ассоциацией потребителей с брендом, — рассуждает эксперт.
Конец сказки
По его определению, Ford фактически разрушил сказку об умных и успешных американцах в России, показал нам, что и влиятельные международные инвесторы могут испытать фиаско в России даже на фоне государственной поддержки бизнеса и благоприятных медийных условий работы.
Ford давно нужно было уйти с рынка. Моя позиция политической окраски не имеет абсолютно. Место компании уже занято другими, её акции за пять лет провалились с $17,41 до $7,65. Яркий закат на мировых рынках у Ford продолжается, но всё-таки жизнь удалась яркой и долгой, — говорит Андрей Лобода.
По его словам, чтобы убедиться, что автомобили Ford стали непрестижными у россиян, достаточно зайти в любой двор любого города-миллионника России. В нём будут различные модели привлекательных или недорогих и массовых автобрендов, но Ford там не найти. Только если эта машина временно появилась на стоянке и выполняет функцию такси с водителем-нелегалом за рулём.
Ожидаемый итог
Менее категорично оценивает события эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов. Он напоминает, что Ford стал первым международным автопроизводителем, который начал сборку автомобилей в России, открыв завод в Санкт-Петербурге в 2002 году. В 2011 году компания создала совместное предприятие с Sollers, где Ford и Sollers владеют 50% акций, но Ford контролирует бизнес с момента скупки привилегированных акций. В новой структуре Sollers получит 51-процентный контрольный пакет акций.
Уход концерна с российского автомобильного рынка был ожидаем, отмечает Гасанов. Собеседник News.ru проводит аналогию с General Motors, другим американским автогигантом, который покинул РФ два года назад, а в 2011-м вложил (совместно со своим российским партнёром Sollers) в производство автомобилей $1,5 млрд и понёс затем убытки. А Ford решил повременить с уходом, посчитав, что это сулит ему меньшие потери.
Во время последнего кризиса доля Ford на рынке иномарок упала, поскольку корейские конкуренты Kia и Hyundai стали проводить политику очень агрессивных цен. Пойти на серьёзную реструктуризацию компания была вынуждена не только в России, но и в Южной Америке и Европе. С учётом текущей ситуации в Европе и предстоящего выхода Великобритании из ЕС, Ford может понести большие убытки, — говорит Гасанов.
По его словам, для минимизации рисков автоконцерн ведёт переговоры с немецкой Volkswagen AG о расширении совместного производства коммерческих автомобилей и пикапов. Причём инвесторы делают упор на потенциальных партнёрских отношениях в области разработки электромобилей и автомобилей с автономным управлением. Таким образом, Ford нацелен на расширение бизнеса в Европе в тех сегментах рынка, которые обеспечивают более высокую прибыль на вложенный капитал.
В том, что россияне не смогут купить машины марки Ford, ничего особенного нет. На автомобильном рынке России это никак не отразится. Тем более, что прецеденты уже были, взять хотя бы историю с Opel. Хуже другое. Компания фактически закрывает часть производства, а это уже негативно повлияет на экономику РФ, чего нельзя сказать в случае с Opel, — говорит ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский.
Плохой спрос
Локализация Ford достаточно высокая, а у немецкого производителя — нет, отмечает он. Кроме того, предполагает Капустянский, по цепочке станут закрываться дилерские центры и другая сопутствующая инфраструктура, которая обеспечивала граждан рабочими местами. С другой стороны, спрос граждан переключится на другие марки, также имеющие большую локализацию, и тогда часть потерь будет компенсирована.
Безусловно, главная причина ухода Ford из России — недостаточный спрос на продукцию компании. Достаточно посмотреть на динамику годовых продаж легковых автомобилей за последние пять–шесть лет, — считает главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий Антон Быков.
Очевидно, продолжает он, что в условиях сжатия российского рынка почти двое перед американским автопроизводителем встал непростой выбор — уходить в бюджетный сегмент либо в премиальный. Выбор в пользу премиального оказался ошибочным по двум основным причинам — из-за высокой конкуренции в этом сегменте и из-за наличия больших производственных мощностей в РФ, которые никак не могли быть загружены для сохранения необходимого уровня рентабельности при падающей покупательной способности россиян.
Теперь Ford необходимо либо переходить в бюджетный сегмент некоммерческих легковых автомобилей с большими инвестиционными затратами на разработку соответствующего сегменту модельного ряда и конкурентную борьбу, либо уходить из России совсем. Учтя свои финансовые сложности, ухудшающиеся перспективы мировой и российской экономики, Ford выбрал второй, единственно верный вариант, — говорит Быков.
Что ждёт рабочих
По словам эксперта, поскольку компания занимает лишь примерно двухпроцентную долю российского рынка некоммерческих легковых автомобилей, её уход будет легко компенсирован конкурентами и не замечен большинством потребителей. А истинным поклонникам Ford нужно готовиться к повышению цен на автомобили этой марки в России. Куда больше опасений у Антона Быкова вызывает будущее трёх тысяч россиян, задействованных на заводах концерна. К концу грядущего лета они, вероятно, станут безработными, и без государственной помощи, учитывая высокий уровень занятости в России, трудоустроиться им будет непросто.
К июлю, напомним, будут закрыты два автозавода Ford Sollers — во Всеволожске (Ленинградская область) и Набережных Челнах, а также завод двигателей в Елабуге (Татарстан), — выпускающих марки Ford Focus, Mondeo, Ford Fiesta, EcoSport, Kuga, Explorer и Tourneo.