Концерн Ford пал жертвой, прежде всего, своей ошибочной бизнес-стратегии, говорят опрошенные News.ru эксперты. По их словам, фактический уход из России американского автогиганта почти не отразится на расстановке сил на отечественном рынке легковых автомобилей: продажи бывшей некогда бестселлером марки падали уже несколько лет, и её место абсолютно закономерно заняли конкуренты.

Деятельность знаменитого международного автобренда в России за последнее десятилетие можно охарактеризовать как успешно проторенную дорогу к триумфальным провалам и разочарованиям у потребителей, считает официальный представитель «Альпари» в СНГ Андрей Лобода. На его взгляд, Ford, входивший в число лидеров отечественного рынка, не просто растерял престиж среди автолюбителей в РФ, но умудрился упустить позиции по всей линейке классов автомобилей.

Всё это происходило на фоне бездарной модели операционного бизнеса в Западной Европе и России, приносившей резкое падение прибыли, а потом и убытки год за годом, — говорит Лобода.

Завод лихорадило

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Ленинградская область, Всеволожск. Забастовка рабочих завода Форд, ноябрь 2007Фото: Zamir Usmanov/Global Look PressЛенинградская область, Всеволожск. Забастовка рабочих завода "Форд", ноябрь 2007

К тому же, продолжает собеседник News.ru, на общественность давила и волна информационного негатива — знаменитый завод Ford под Санкт-Петербургом постоянно лихорадило то от забастовок рабочих, то от вынужденных простоев и удлинённых каникул. При этом, напоминает Лобода, на фоне скромных платёжных возможностей населения российский авторынок является высококонкурентным. Нишу американцев уже давно освоили производители из Японии, Южной Кореи, Франции и Германии. По итогам 2018 года Ford (при расчётной мощности своих трёх заводов в 360 тысяч автомобилей в год) реализовал в России порядка 50 тысяч автомобилей, а в 2011-м — около 120 тыс.

С такими нестыковками не только рабочие забастуют, но и заводские мыши сдохнут от голода. Если заводы во Всеволожске и Елабуге опять будут простаивать, то забастовки рабочих снова станут главной ассоциацией потребителей с брендом, рассуждает эксперт.

Конец сказки
По его определению, Ford фактически разрушил сказку об умных и успешных американцах в России, показал нам, что и влиятельные международные инвесторы могут испытать фиаско в России даже на фоне государственной поддержки бизнеса и благоприятных медийных условий работы.

Ford давно нужно было уйти с рынка. Моя позиция политической окраски не имеет абсолютно. Место компании уже занято другими, её акции за пять лет провалились с $17,41 до $7,65. Яркий закат на мировых рынках у Ford продолжается, но всё-таки жизнь удалась яркой и долгой, — говорит Андрей Лобода.

По его словам, чтобы убедиться, что автомобили Ford стали непрестижными у россиян, достаточно зайти в любой двор любого города-миллионника России. В нём будут различные модели привлекательных или недорогих и массовых автобрендов, но Ford там не найти. Только если эта машина временно появилась на стоянке и выполняет функцию такси с водителем-нелегалом за рулём.

Ожидаемый итог
Менее категорично оценивает события эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов. Он напоминает, что Ford стал первым международным автопроизводителем, который начал сборку автомобилей в России, открыв завод в Санкт-Петербурге в 2002 году. В 2011 году компания создала совместное предприятие с Sollers, где Ford и Sollers владеют 50% акций, но Ford контролирует бизнес с момента скупки привилегированных акций. В новой структуре Sollers получит 51-процентный контрольный пакет акций.

Рабочие в цехе сварки на заводе Ford Sollers в городе Елабуга Республики ТатарстанФото: Максим Богодвид/РИА НовостиРабочие в цехе сварки на заводе Ford Sollers в городе Елабуга Республики Татарстан

Уход концерна с российского автомобильного рынка был ожидаем, отмечает Гасанов. Собеседник News.ru проводит аналогию с General Motors, другим американским автогигантом, который покинул РФ два года назад, а в 2011-м вложил (совместно со своим российским партнёром Sollers) в производство автомобилей $1,5 млрд и понёс затем убытки. А Ford решил повременить с уходом, посчитав, что это сулит ему меньшие потери.

Во время последнего кризиса доля Ford на рынке иномарок упала, поскольку корейские конкуренты Kia и Hyundai стали проводить политику очень агрессивных цен. Пойти на серьёзную реструктуризацию компания была вынуждена не только в России, но и в Южной Америке и Европе. С учётом текущей ситуации в Европе и предстоящего выхода Великобритании из ЕС, Ford может понести большие убытки, — говорит Гасанов.

По его словам, для минимизации рисков автоконцерн ведёт переговоры с немецкой Volkswagen AG о расширении совместного производства коммерческих автомобилей и пикапов. Причём инвесторы делают упор на потенциальных партнёрских отношениях в области разработки электромобилей и автомобилей с автономным управлением. Таким образом, Ford нацелен на расширение бизнеса в Европе в тех сегментах рынка, которые обеспечивают более высокую прибыль на вложенный капитал.

В том, что россияне не смогут купить машины марки Ford, ничего особенного нет. На автомобильном рынке России это никак не отразится. Тем более, что прецеденты уже были, взять хотя бы историю с Opel. Хуже другое. Компания фактически закрывает часть производства, а это уже негативно повлияет на экономику РФ, чего нельзя сказать в случае с Opel, — говорит ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский.

Плохой спрос
Локализация Ford достаточно высокая, а у немецкого производителя — нет, отмечает он. Кроме того, предполагает Капустянский, по цепочке станут закрываться дилерские центры и другая сопутствующая инфраструктура, которая обеспечивала граждан рабочими местами. С другой стороны, спрос граждан переключится на другие марки, также имеющие большую локализацию, и тогда часть потерь будет компенсирована.

Безусловно, главная причина ухода Ford из России —​ недостаточный спрос на продукцию компании. Достаточно посмотреть на динамику годовых продаж легковых автомобилей за последние пять–шесть лет, считает главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий Антон Быков.

Очевидно, продолжает он, что в условиях сжатия российского рынка почти двое перед американским автопроизводителем встал непростой выбор — уходить в бюджетный сегмент либо в премиальный. Выбор в пользу премиального оказался ошибочным по двум основным причинам — из-за высокой конкуренции в этом сегменте и из-за наличия больших производственных мощностей в РФ, которые никак не могли быть загружены для сохранения необходимого уровня рентабельности при падающей покупательной способности россиян.

Теперь Ford необходимо либо переходить в бюджетный сегмент некоммерческих легковых автомобилей с большими инвестиционными затратами на разработку соответствующего сегменту модельного ряда и конкурентную борьбу, либо уходить из России совсем. Учтя свои финансовые сложности, ухудшающиеся перспективы мировой и российской экономики, Ford выбрал второй, единственно верный вариант, — говорит Быков.

Что ждёт рабочих

Сборка автомобиля новой модели Ford Focus на конвейере завода Ford Sollers во ВсеволожскеФото: Игорь Руссак/РИА НовостиСборка автомобиля новой модели Ford Focus на конвейере завода Ford Sollers во Всеволожске

По словам эксперта, поскольку компания занимает лишь примерно двухпроцентную долю российского рынка некоммерческих легковых автомобилей, её уход будет легко компенсирован конкурентами и не замечен большинством потребителей. А истинным поклонникам Ford нужно готовиться к повышению цен на автомобили этой марки в России. Куда больше опасений у Антона Быкова вызывает будущее трёх тысяч россиян, задействованных на заводах концерна. К концу грядущего лета они, вероятно, станут безработными, и без государственной помощи, учитывая высокий уровень занятости в России, трудоустроиться им будет непросто.

К июлю, напомним, будут закрыты два автозавода Ford Sollers — во Всеволожске (Ленинградская область) и Набережных Челнах, а также завод двигателей в Елабуге (Татарстан), — выпускающих марки Ford Focus, Mondeo, Ford Fiesta, EcoSport, Kuga, Explorer и Tourneo.