Самый доступный бензин — в Люксембурге: житель этой страны может приобрести на свою среднемесячную зарплату 2,7 тысячи литров топлива. Второе «призовое» место, с 2,2 тысячами литров, заняла Норвегия, Россия по этому показателю — 16-я (853,3 литра), абсолютным аутсайдером оказалась Украина (243,8 литра), отмечается в подготовленном рейтинговым агентством «РИА Рейтинг» исследовании. При этом наиболее низкие цены на бензин из всех 33 стран, фигурирующих в списке, зафиксированы в Казахстане, где в пересчёте на рубли цена литра 95-го бензина составляет 32 рубля. Здесь Россия — на третьей позиции с ценой в 44,7 рубля за литр, уступая Белоруссии, где литр бензина продаётся за 43,6 рубля. Четвёртое место по дешевизне бензина — у Украины, где в пересчёте на рубли литр обойдётся автолюбителям в 70 рублей.
Между тем самый дорогой бензин в Европе в пересчёте на российскую валюту продаётся в Норвегии - 125,2 рубля за литр. Но в этой северной стране высокие зарплаты, позволяющие населению в наименьшей степени ограничивать себя при покупке топлива. Далее в ценовом рейтинге следуют Нидерланды, Дания, Греция и Италия, где литр бензина обойдётся дороже 120 рублей за литр.
Всё познаётся в сравнении
Практически во всех странах, попавших в список, в первом полугодии 2018 года цены на 95-й бензин повысились. Лишь в Казахстане наблюдалось небольшое снижение — из-за переизбытка топлива, вызванного ростом поставок из России. Наиболее существенно поднялась цена в Норвегии (+12,1%), Бельгии (+9,0%) и в России (+8,8% с начала года). Учитывая оживлённую динамику цен в первом полугодии, эксперты «РИА Рейтинг» полагают, что по итогам 2018 года цена бензина в РФ вырастет больше инфляции, то есть, на 8−10%. Как пояснила в конце мая Федеральная антимонопольная служба (ФАС), основные причины этого — рост налогов и мировых цен на энергоносители, а также проведение нефтяными компаниями внеплановых ремонтов НПЗ (нефтеперерабатывающих заводов) и недостаточность предложения моторного топлива на биржевых торгах.
Эксперты не исключают, что столь резкое подорожание бензина в России в апреле и мае обусловлено стремлением производителей сдерживать отпускную стоимость с целью не будоражить рынок до президентских выборов. Немалую роль играет и транспортный фактор. Ожидается, что в ближайшие месяцы тарифа на железнодорожные перевозки нефтеналивных грузов вырастут в России на 10%. По прогнозам, это прибавит около 30 копеек к цене литра топлива на АЗС.
В то же время, как заметил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин, «цены в РФ сопоставимы с ценами у наших коллег в странах СНГ». «Примерно на 20% цены в России ниже, чем в США, в полтора раза ниже, чем в Китае и примерно в два с половиной раза ниже, чем в Европе», — напомнил чиновник. Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, в свою очередь, выразил убеждённость в том, что если бы налоговый манёвр развивался так, как задумывалось изначально, то сегодня акциз на бензин был бы не 11 тысяч рублей, а 4,5 тысячи.
Из чего складывается цена
Стоимость топлива в России складывается из иных показателей, чем, к примеру, в США. Значительная часть от стоимости бензина — налоги: у нас их доля, по разным оценкам, от 56% до 65%. Для сравнения, в Соединённых Штатах доля налогов равна 16%. Однако отличие от российской ситуации ещё и в том, что Америка не удовлетворяет свои потребности в нефти, — этой стране приходится её активно закупать, что сказывается на цене — около 46% от цены как раз и есть стоимость сырья. В России же доля, приходящаяся на стоимость сырья, мизерная — около 4−8%. И если даже если нефть подешевеет вдвое, цена литра бензина снизится максимум на 2−4%. Также в цену российского бензина включены транспортные расходы (15%), прибыль нефтяников и заправок (15−17%) и оставшаяся часть — переработка НПЗ. Доход нефтяных компаний в 15% - это та величина, которая позволяет их производствам сохранять рентабельность, а государству — пополнять казну и восстанавливать инфраструктуру, как нефтеперерабатывающую, так и транспортную. Что касается, опять-таки, вопроса налогов, то Россия не является рекордсменом по их доле в стоимости бензина: во Франции они равны 57,9%, в Великобритании — 59,7%, в Германии — 60,6%.
Артём Деев, ведущий аналитик Amarkerts:
В России действует очевидный монополистический нефтяной рынок, представленный несколькими ключевыми игроками, каждый из которых имеет непосредственный доступ к природным ресурсам. Высокие цены на бензин обусловлены тем, что добываемое сырье большей частью не перерабатывается в нефтепродукты, а экспортируется в чистом виде за пределы страны. Происходит это только по одной причине — так гораздо выгоднее. В итоге, внутреннему рынку достается меньше чем требуется, что и провоцирует рост стоимости топлива. Прежде всего, что необходимо, так это определить на федеральном антимонопольном уровне четкие максимальные границы ценообразования, а также обозначить лимиты поставок на внутренний рынок. Если данная инициатива не сработает, можно будет повысить экспортные пошлины на нефть. Возможно это охладит интерес российских нефтяников к работе на зарубежных рынках.
Павел Сигал, первый вице-президент Опоры России:
Проблема распадается на две. Во-первых, низкие цены на топливо в России как раз мешают устанавливать соседство с европейским рынком, где цены премиальные по отношению к нам — выше в 2,5−3 раза. Во-вторых, рейтинг довольно объективно показывает степень социально-экономического развития стран и общий уровень цен, хотя и с поправками на внутреннее регулирование, поэтому тут видны и некоторые отдельные «выбросы». В любом случае, российские цены на бензин обеспечивают очень комфортный уровень по сравнению со всеми восточно-европейскими странами, и не только.
Анна Бодрова, старший аналитик «Альпари»:
В России бензин дорогой из-за множества акцизов и сборов, которые включены в розничную цену литра топлива, а также из-за диной цепочки посредников, работающих на разных отрезках производства, логистики и продаж топлива, которым тоже надо зарабатывать. В цене литра Аи-95 более половины стоимости — всевозможные налоги, стоимость нефти составляет всего 10% от литра. Низкие цены на топливо для России такая же утопия, как дешевая ипотека и минимальная инфляция. Для российской казны акцизы на топливо являются одним из основных внутренних источников пополнения бюджета, они легко собираемы и отлично прогнозируемы.