Первой премьерой сезона в театре Вахтангова стал спектакль «Сергеев и городок» по одноимённому роману Олега Зайончковского, номинанта «Русского Букера» и «Большой книги». Светлана Землякова, известный режиссёр и педагог, поставила роман, переведя его на язык театра, а молодые актёры сыграли все роли, от эпизода к эпизоду меняясь до неузнаваемости. Существование героев в спектакле неопределённо и зыбко, к финалу кто-то из них сопьётся, кто-то сядет в тюрьму или погибнет. Но, проживая свои простые, ничем не примечательные жизни, они сталкиваются с теми же проблемами, что волновали героев Гоголя и Чехова.

Фото: Фото: Агентство «Москва»/Авилов Александр

«Наш городок возник без княжьего соизволения. И лежит-то он в низине, и гордости в нём никакой нет», — сообщает в начале спектакля Сергеев (Максим Севриновский). Главный герой и альтер эго Зайончковского оказывается то участником событий, то сторонним наблюдателем, то летописцем провинциального городка, который и городом-то стал из-за выстроенного рядом химического завода. Его жители — сегодняшние «маленькие люди» — живут незатейливо и просто — не совершают научных открытий и подвигов, не зарабатывают на аккаунте в Instagram и даже не знают, что это такое. Они ютятся в халупах, работают на заводе, «пашут» на огороде, стоят в очередях. Жизнь стала для них «бессрочной формой бытия», и время как будто остановилось. Роман состоит из разрозненных новелл. Действие происходит то в 70-х, то в лихих 90-х, но это мало что меняет: в городке по-прежнему пьянки, драки, бытовуха.

Фото: Фото: Агентство «Москва»/Авилов Александр

Светлана Землякова выбрала из романа восемь новелл, сложив из них новую мозаику. Часть авторского текста сократила, часть перенесла в диалоги героев. О заводе в спектакле напоминают серебристые трубы, а о неустроенном быте горожан — выплывающий на сцену унитаз (у многих вместо канализации сортир во дворе). Землякова выделяет в спектакле важные для неё темы романа. Одна из них — пристальное внимание к «маленькому человеку»: жизнь свою герои воспринимают как, в принципе, нормальную, и в ней находится место милосердию и добру. К примеру, сосед раскроил грубоватому Фёдору (Владимир Шульев) топором череп, а Фёдор на суде стал его защищать — ведь голова почти зажила, а у соседа малые дети. Ещё одна важная для режиссёра тема — попытка человека найти своё место в жизни. А ещё почти чеховская тоска горожан по лучшей жизни и необходимость понимания и любви.

Фото: Фото: Агентство «Москва»/Авилов Александр

Землякова чаще всего ставит в Москве спектакли-мозаики, в которых обращаешь внимание на работу каждого актёра. «Сергеев и городок» — отличный повод посмотреть, как талантливо играют полные энергии и готовые к любым ролям молодые вахтанговцы.

Фото: Фото: Агентство «Москва»/Авилов Александр

Режиссёр спектакля Светлана Землякова, специально для News.ru:

— Мне кажется, что ставить современную прозу сейчас гораздо интереснее, чем пьесы: появилось много интересных произведений самых невероятных жанров и направлений. У пьесы более жёсткая структура, а проза даёт большую свободу и привлекает возможностью дополнительного ракурса, размышления на темы, затронутые автором. На сцене проза обретает плоть, новые качества, режиссёр как бы становится соавтором, может на чём-то акцентировать внимание. Поэтому смотреть постановку книги в театре часто интереснее, чем просто читать её. До премьеры мы не встречались с Олегом Зайончковским, но он хорошо принял наш спектакль. Так случилось, что я, как и Олег Зайончковский, родилась и жила в окрестностях Самары, тогда Куйбышева. Когда я сегодня туда приезжаю, я словно попадаю в детство: всё по-прежнему, ничего не изменилось. И думаю о трагической затерянности людей, которые оказались оторваны от большой жизни. Им всё труднее поддерживать связь с ней и с великими событиями, которые там происходят, и люди задыхаются в бесконечном замкнутом круге дел, в котором всё время существуют. Мне досадно, что сейчас обычные, простые люди никому не интересны. Потому что нет ничего интереснее их простой, обычной, но неповторимой и уникальной жизни.