Фильм успел стать скандальным задолго до того, как предстал перед кинолюбителями и профессионалами жанра: режиссёр Кирилл Серебренников был взят под стражу прямо во время съёмок фильма, а его монтаж делал уже под домашним арестом.
Это нисколько не повлияло на драматичность фильма и его кинематографическую ценность. «Лето» — фактически мюзикл о музыке, вернее — о её способности передавать настроение поколения, веяния новой эпохи. Рассказывая (почти хронографически) об истории легендарного Ленинградского рок-клуба, автор вводит в повествование молодых и непохожих на других Виктора и Алексея — будущих лидеров группы «Кино». Меланхоличный и достаточно популярный в то время Майк Науменко видит в ребятах нечто новое, непонятное ещё до конца ему самому, но вместе с тем настолько притягательное и настоящее, что начинает их раскрутку. В скором времени молодые рокеры становятся членами Ленинградского рок-клуба, их зовут на квартирники, записывают песни в студии. Но конфликт между зацикленным на классическом «западном» роке Науменко и молодым «авангардистом» Цоем был неизбежен.
К творческому конфликту авторы фильма добавили конфликт лирический: между женой Майка Натальей и Виктором рождается романтическая привязанность. Науменко, в исполнении известного музыканта Ромы Зверя, неотразим своей мудростью и самопожертвованием: он готов расстаться со своей женой и семьёй ради восхождения на музыкальном небосклоне новой рок-звезды.
Сама Наталья Науменко, прочитав сценарий фильма, отметила, что авторы слишком романтизируют их отношения с Цоем, а на самом деле «это был детский сад». И вообще излишняя романтика (если в принципе так можно сказать) пронизывает весь фильм. Совместные походы на море, с кострами, гитарами и голыми ночными купаниями, пение в пригородных электричках, хождение по питерским крышам, «нежные» отношения между музыкантами-конкурентами, пьяные квартирники хоть и имеют место быть, но скорее относятся к бытию современных неформалов, нежели к стройным будням советских граждан, пусть и музыкантов. Немного ясности в этот вопрос внесла на московской премьере фильма исполнительница главной женской роли (Н. Науменко) Ирина Старшенбаум. По её словам, начиная работать над фильмом, Серебренников чувствовал острую усталость от современного снобизма в обществе, больших и ничем не подкреплённых амбиций нашего поколения.
«Было много препятствий в работе над фильмом. Можно сказать, что кино состоялось вопреки. А то, что вопреки — это любовь», — подытожила Старшенбаум.
Несомненным достоинством «Лета» стали интересные музыкальные вставки в исполнении актёров фильма и массовки. Хотя можно было бы и опустить пометку «этого всего не было» — выбивающая драйвовость флешмобов сама по себе намекает на нереальность происходящего. Радует, что в каждой своей работе Серебренников пытается использовать элементы новаторства. Но абсолютный «авангард» ли это в стиле Цоя или попытка «обработать» зарубежные аналоги, как у Науменко? Ответ на этот вопрос могут дать лишь профессиональные кинокритики.
Стоит также отметить выдающийся актёрский ансамбль фильма. Актёры абсолютно органично входят в свои роли и во весь фильм, будь то Никита Ефремов в роли молодого Гребенщикова или Лия Ахеджакова в роли хозяйки квартирника. Персонаж Александра Баширова, снявшегося и в «Лете», и в «Игле» с самим Цоем, абсолютно правдоподобно пытается внушить молодым музыкантам что-то об «идеологической диверсии прогнившего Запада». Наверное, Серебренников стремится показать нам в этом связь поколений как в общественно-социальном плане, так и с точки зрения актёрского ремесла. Точные планы и задумки режиссёра станут известны после того, как он вернётся в медийное поле.
Пока лишь можно констатировать появление ещё одной своеобразной новинки отечественного «авторского кино». Возможно, фильм не понравится современным реалистам, которым чуждо понятие «фантасмагория», но посмотреть его и сделать свои выводы однозначно стоит.