С церемонией вручения «Золотых глобусов», прошедшей вчера в Лос-Анджелесе, были связаны две интриги. Первая разворачивалась вокруг того, какой драматический фильм будет признан лучшим и получит наибольшее число призов. Фаворитами казались «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина Макдонаха, «Форма воды» Гильермо дель Торо и «Дюнкерк» Кристофера Нолана. Победил фильм Макдонаха, и это вполне логично.

Дело не только в художественных качествах его фильма, тут ленты дель Торо и Нолана могли бы с ним и поспорить. «Золотой глобус» был учреждён в 1944 году Голливудской ассоциацией иностранной прессы, некоммерческой организацией журналистов и фотографов, освещающих то, что происходит в американской индустрии развлечений, для иностранных изданий. Сейчас в ней только 90 участников — но «Золотой глобус» вторая по значимости американская кинопремия после «Оскара».

Кадр из фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Fox Searchlight PicturesКадр из фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

Несмотря на то что участники ассоциации работают на иностранные издания, «Золотой глобус» глубоко американская кинопремия. Для неё важна внутренняя, национальная проблематика. Здесь у «Трёх билбордов» было стартовое преимущество перед фильмом-фантазией дель Торо, выстроенным вокруг вымышленного сюжета времён холодной войны, и работой Нолана, посвящённой эвакуации английского корпуса из Дюнкерка во время Второй мировой.

Кадр из фильма «Дюнкерк»Фото: «КАРО Премьер»Кадр из фильма «Дюнкерк»

Действие фильма дель Торо происходит в США 1963 года, речь в нём идёт о любви уборщицы и странного человекоподобного монстра-амфибии из секретной лаборатории. «Дюнкерк» — великолепно снятый военный эпос. Но для американского зрителя и жюри американского кинофестиваля куда ближе история о жизни глубинки США, о женщине из маленького городка, пытающейся добиться честного следствия, о её противоборстве с полицией и властями, о реакции на всё это её соседей. Взятая из жизни история победила фэнтези и военно-исторический эпос — при сопоставимом художественном качестве это вполне закономерно.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Кадр из фильма «Нелюбовь»Фото: wdsspr/Анна МатвееваКадр из фильма «Нелюбовь»

Ещё один сюжет «Золотого глобуса» связан с нашей страной: «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, фигурировавшая в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», «Золотого глобуса» не получила. Победила картина «На пределе» немца Фатиха Акина. Второй «Золотой глобус» (2015 год, «Левиафан») Звягинцеву не достался. «Нелюбовь» входит в шорт-лист девяти претендентов на «Оскар» всё в той же номинации, и эта неудача для её создателей особенно неприятна. «Золотой глобус» своего рода разминка перед «Оскаром», предпочтения жюри обоих фестивалей схожи — и оскаровские перспективы «Нелюбви» кажутся не слишком обнадёживающими.

Церемония вручения «Золотых глобусов» была не вполне обычна. Большинство звёзд пришли на неё в чёрном — это было связано с недавним скандалом вокруг оказавшегося насильником знаменитого кинопродюсера Харви Вайнштейна. Чёрные платья были надеты в знак протеста против «насилия и дискриминации», и ведущий церемонию комик Сет Мейерс тут же на это отреагировал. «...Впервые за последние три месяца вы не будете трястись от ужаса, когда громко произнесут ваше имя», — сказал он, обращаясь к номинантам мужского пола. Это было остроумное и дельное замечание. Но мужчины-номинанты, затерроризированные событиями последнего, поствайнштейновского времени, когда всё новых знаменитостей записывают в насильники и педофилы, почти наверняка рефлекторно вздрагивали, услышав, как их приглашают подняться за призом.