09 января 2018 в 13:14

Разминка перед «Оскаром»

После неудачи на «Золотом глобусе» оскаровские перспективы «Нелюбви» Звягинцева не обнадёживают

Режиссёр Мартин Макдонах (в центре) и актёры фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» на церемонии вручения премии «Золотой глобус» Режиссёр Мартин Макдонах (в центре) и актёры фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» на церемонии вручения премии «Золотой глобус» Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Kevin Sullivan

С церемонией вручения «Золотых глобусов», прошедшей вчера в Лос-Анджелесе, были связаны две интриги. Первая разворачивалась вокруг того, какой драматический фильм будет признан лучшим и получит наибольшее число призов. Фаворитами казались «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина Макдонаха, «Форма воды» Гильермо дель Торо и «Дюнкерк» Кристофера Нолана. Победил фильм Макдонаха, и это вполне логично.

Дело не только в художественных качествах его фильма, тут ленты дель Торо и Нолана могли бы с ним и поспорить. «Золотой глобус» был учреждён в 1944 году Голливудской ассоциацией иностранной прессы, некоммерческой организацией журналистов и фотографов, освещающих то, что происходит в американской индустрии развлечений, для иностранных изданий. Сейчас в ней только 90 участников — но «Золотой глобус» вторая по значимости американская кинопремия после «Оскара».

Кадр из фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Кадр из фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Fox Searchlight Pictures

Несмотря на то что участники ассоциации работают на иностранные издания, «Золотой глобус» глубоко американская кинопремия. Для неё важна внутренняя, национальная проблематика. Здесь у «Трёх билбордов» было стартовое преимущество перед фильмом-фантазией дель Торо, выстроенным вокруг вымышленного сюжета времён холодной войны, и работой Нолана, посвящённой эвакуации английского корпуса из Дюнкерка во время Второй мировой.

Кадр из фильма «Дюнкерк» Кадр из фильма «Дюнкерк» Фото: «КАРО Премьер»

Действие фильма дель Торо происходит в США 1963 года, речь в нём идёт о любви уборщицы и странного человекоподобного монстра-амфибии из секретной лаборатории. «Дюнкерк» — великолепно снятый военный эпос. Но для американского зрителя и жюри американского кинофестиваля куда ближе история о жизни глубинки США, о женщине из маленького городка, пытающейся добиться честного следствия, о её противоборстве с полицией и властями, о реакции на всё это её соседей. Взятая из жизни история победила фэнтези и военно-исторический эпос — при сопоставимом художественном качестве это вполне закономерно.

Кадр из фильма «Нелюбовь» Кадр из фильма «Нелюбовь» Фото: wdsspr/Анна Матвеева

Ещё один сюжет «Золотого глобуса» связан с нашей страной: «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, фигурировавшая в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», «Золотого глобуса» не получила. Победила картина «На пределе» немца Фатиха Акина. Второй «Золотой глобус» (2015 год, «Левиафан») Звягинцеву не достался. «Нелюбовь» входит в шорт-лист девяти претендентов на «Оскар» всё в той же номинации, и эта неудача для её создателей особенно неприятна. «Золотой глобус» своего рода разминка перед «Оскаром», предпочтения жюри обоих фестивалей схожи — и оскаровские перспективы «Нелюбви» кажутся не слишком обнадёживающими.

Церемония вручения «Золотых глобусов» была не вполне обычна. Большинство звёзд пришли на неё в чёрном — это было связано с недавним скандалом вокруг оказавшегося насильником знаменитого кинопродюсера Харви Вайнштейна. Чёрные платья были надеты в знак протеста против «насилия и дискриминации», и ведущий церемонию комик Сет Мейерс тут же на это отреагировал. «...Впервые за последние три месяца вы не будете трястись от ужаса, когда громко произнесут ваше имя», — сказал он, обращаясь к номинантам мужского пола. Это было остроумное и дельное замечание. Но мужчины-номинанты, затерроризированные событиями последнего, поствайнштейновского времени, когда всё новых знаменитостей записывают в насильники и педофилы, почти наверняка рефлекторно вздрагивали, услышав, как их приглашают подняться за призом.

Алексей Филиппов
Алексей Филиппов