Режиссёр Алексей Герман-мл.
Россия,
«Довлатов»
Польша, СербияАндрей Савельев, один из продюсеров «Довлатова», придумал оригинальный ход: в прокате фильм Алексея Германа-мл. будет всего лишь четыре дня — с 1 по 4 марта. Эксклюзивное, необычное решение имеет определённую цель: дать возможность всем заинтересованным ощутить свою причастность к кинофильму как событию.
Фильм у Алексея Германа получился замечательный. Это штучное, рукотворное изделие тонкого вкуса, тщательной выделки, где нет ничего случайного, непродуманного, небрежного, фальшивого. Хотя это во многом фантазия на тему подлинной биографии реального человека — писателя Сергея Донатовича Довлатова, ни на кого не похожую прозу которого не понимали, отвергали и не публиковали издательства СССР: слишком она выламывалась из принятого официоза и бодрого советского стиля, постоянно рапортующего о победах и достижениях. «Довлатов» — это шесть промозглых ноябрьских дней в давнем 1971 году в Ленинграде из жизни никому в тот момент не известного писателя и его близкого окружения.
Серебряным медведем — призом Berlinale «за выдающийся художественный вклад» — отмечена работа художника-постановщика Елены Окопной, жены Алексея Германа. Атмосфера времени, скрупулёзно воссозданные бытовые детали — её неоспоримая заслуга.
Прекрасно, что герои не разговаривают цитатами из любимых всеми произведений, как это зачастую случается в байопиках о писателях. Оригинальный сценарий написали в соавторстве Юлия Тупикина и Алексей Герман-мл. (он настаивает, чтобы к его фамилии навсегда присоединилось слово «младший», просто Герман у нас один — великий отец режиссёра).
Удача, что Довлатова играет не русский артист. И, упаси бог, не какое-то медийное лицо. Серб Милан Марич — идеальное портретное сходство, это раз. И главное — его «иностранность» очень точно попадает в образ.
Довлатов на экране — остро чувствующий, наблюдательный, он замечает детали и состояния всех и всего вокруг и в то же время как будто отчуждён, абстрагирован, погружён в себя, в свои мысли. Как человек, в котором процесс творчества происходит непрерывно.
Фильм глубокий, нежный, печальный и светлый, несмотря на очевидную безнадёгу и подступающее отчаяние.
«Всё будет хорошо, всё у нас наладится, только не знаю когда», — говорит Сергею Довлатову его жена Лена. Имея в виду не только непростую семейную жизнь, какую толком уже не склеить, а, похоже, всю родную страну, где некуда приткнуться, осуществиться творчески человеку, которому необходимо реализовать себя, делать то , что он умеет и любит, при этом не подлаживаться под нарастающий кругом бред, не врать и не притворяться. Как-то очень вовремя появился этот фильм. Обязательно посмотрите.
И сюрприз.
В кинозале Третьяковской галереи, где показываются только фильмы высочайшего и неоспоримого художественного качества, прокат «Довлатова» продлится и после 4 марта.
Оценка: 5 баллов из 5
«Дрис Ван Нотен»
Режиссёр Райнер Холцемер
Германия, Бельгия
Документальная картина Райнера Холцемера, над которой он работал несколько лет, посвящена выдающемуся бельгийскому дизайнеру моды Дрису Ван Нотену, художнику и философу моды, более трёх десятилетий создающему потрясающие авангардные коллекции мужской и женской одежды.
Его называют «интеллектуальным дизайнером», его вещи с гордостью носят самые изысканные голливудские звёзды — Кейт Бланшетт, Николь Кидман, Мэгги Джилленхол, а также Мишель Обама, Рианна и сама королева Бельгии Матильда.
Чем хорош фильм. В нём показан процесс творчества, рождения новых идей при создании модных коллекций. Можно узнать закулисный мир моды. Увидеть своими глазами, насколько это трудная, требующая больших усилий работа. Понять, как проходит подготовка дефиле, разделить радость, когда всё получается и приходит очередной успех. Вместе с создателем авторской моды совершить путешествие в Индию, где в специальной мастерской в течение многих лет вручную создаются фирменные вышивки Dries Van Noten — непременный атрибут его прекрасных вещей. Кроме того, тут есть скрытая обычно от посторонних глаз приватная жизнь знаменитого кутюрье с его постоянным сердечным другом Патриком в чудесном доме, окружённом цветущим садом. Личное и частное лишено налёта желтизны и сенсационности, показано деликатно, близко, подробно и красиво. В мае Дрису Ван Нотену исполнится 60 лет. Документальная картина Райнера Холцемера отличный подарок не только юбиляру, но и нам, зрителям.
Оценка: 5 баллов
«Купи меня»
Режиссёр Вадим Перельман
Россия
Когда мелодрама «Купи меня» представляла Россию на конкурсе ММКФ, ещё ничего не предвещало оглушившего всех шумного скандала с девушкой из элитарного пула «эскортных услуг» Настей Рыбкой.
Будь фильм Вадима Перельмана («Дом из песка и тумана», сериал «Измены») острее, злободневнее, реалистичнее, точнее в типажах и деталях, он мог бы многое предугадать и иметь сейчас громкий успех.
А получилась среднего качества, хотя и не без находок, а также нескольких удачных актёрских работ, вполне средняя мелодрама. Девушки играют заметные — Анна Адамович, Юлия Хлынина, Светлана Устинова. В сюжете есть завлекательные элементы детектива, эротики режиссёр тоже не боится. Тема вполне актуальная, а то и вечная — дикая устремлённость молоденьких девиц к сладкой жизни, модным развлечениям, полная готовность расплачиваться за удовольствия и дорогие цацки натурой, сохраняя при этом надежду охмурить и довести до женитьбы непременно олигарха, никак не меньше.
Однако, пощёчина общественному вкусу не удалась. На экране история, больше похожая на яркую пластмассовую рамку для глянцевой картинки, чем на острое кино, способное привлечь и растревожить.
Оценка: 3 балла
«Погружение»
Режиссёр Вим Вендерс
США, Франция, Испания
Классик мирового кино Вим Вендерс («Париж, Техас», «Небо над Берлином», «Соль земли») перенёс на экран роман американского журналиста-международника Дж.М. Ледгарда, которому несколько лет назад газета The New York Times подарила титул лучшего автора года. Главные роли сыграли Джеймс МакЭвой и Алисия Викандер — артисты, способные глубоко проникнуть в человеческую психику и вместе с тем не боящиеся рискованных, сложных съёмок. Значительная часть фильма — это буквальное погружение в опасную водную стихию.
Вообще погружение — привычное состояние Джеймса и Даниэль, героев фильма. Он исследует человеческие пороки, его профессия — разведчик. Она изучает дно океана, её цель — познание природной среды и водных глубин. Вместе их свёл случай.
Джеймс МакЭвой и Алисия Викандер артисты красивые, умные, киногеничные, может быть, лучшие в своём поколении, но главное в фильме всё-таки не они, а потрясающая, роскошная природа. Кинооператор Бенуа Деби вместе с Вимом Вендерсом увлекают нас её медитативной красотой и величием. Этот фильм надо обязательно смотреть на большом экране, чтобы погружение в зрелище было полным, освобождающим от быта и суеты.
Оценка: 4 балла
«Со дна вершины»
Режиссёры Яна Поляруш, Тамара Цоцория, Константин Кутуев
Россия
Перспективный 17-летний лыжник, будущий чемпион Алексей Царёв (Павел Шевандо) в результате несчастного случая получает страшную травму. Чтобы сохранить ему жизнь, немецкие врачи (родители, продав квартиру, отправляют покалеченного сына на лечение в Германию) вынуждены решиться на ампутацию ног до колена.
Как понятно из названия, герой фильма преодолевает выпавшие на его долю невзгоды и страдания, вновь становится на лыжи и побеждает. Консультантом артиста Павла Шевандо стал двукратный паралимпийский чемпион Алексей Мошкин.
Спортивные драмы одна за другой теперь исправно поставляются в кинотеатры. И кто бы возражал — накал страстей в спорте нешуточный, следить за нелёгкими перипетиями и сильными спортсменами зрителям интересно. Чтобы стать чемпионом, нужно проявить настоящий бойцовский характер, невидимых и видимых миру слёз и невероятных коллизий тут с избытком. Особенно когда речь идёт о людях, сумевших немыслимыми усилиями справиться с тяжкими травмами и препятствиями, которые казались неодолимыми.
Но у этого фильма своя беда, и она непоправима. Сценарий писали шесть человек, продюсировали четверо, композиторов трое и столько же режиссёров, из них только одна с талантом и профессией. В общем, у семи нянек получается известно что.
Режиссёру Яне Поляруш и оператору Николаю Пиотровскому удались эффектные горнолыжные съёмки, но ничего нельзя сделать с тем, что у многочисленных сценаристов не получилось оживить продюсерский замысел. Всё страшно патриотично, патетично, драматично, с навязчивой громкой музыкой, топорными диалогами, сочинскими трассами, бесконечными лыжами и лажами.
Оценка: 2 балла