В Нижегородской области уже несколько месяцев находится под стражей русский парень, который подрался с пьяными мигрантами, защищая подругу. По делу не было никакого движения вплоть до вмешательства центрального аппарата СК. Россиянина обвиняют в хулиганстве и уже готовят документы для передачи в суд. Его мать считает, что следователи МВД хотят устроить «показательную порку». О том, в чем провинился нижегородец и почему его оппоненты избежали наказания, — в материале NEWS.ru.
Еле держались на ногах, угрожали зарезать
31-летний Никита Ногтев из города Павлово больше четырех месяцев сидит в СИЗО за то, что, по версии следствия, «желая противопоставить себя обществу и выражая явное неуважение к нему», избил некоего Жафара Шодикулова. Так говорится в одном из ходатайств о продлении Ногтеву меры пресечения (есть в распоряжении NEWS.ru). Упомянутый Шодикулов — мигрант из Средней Азии, работающий на местной птицефабрике.
Мать задержанного Алена Ногтева утверждает, что ее сын вступился за девушку, к которой приставали иностранцы, в их числе, по ее словам, был и Шодикулов. Как сообщали местные СМИ, события, о которых идет речь, произошли в конце июня этого года. Компания уроженцев Узбекистана отдыхала в кафе «Жасмин» на улице Аллея Ильича и решила познакомиться с русской девушкой.
«Вышла русская девочка, какая-то знакомая, плакала. Сказала, что ее обидели ребята узбекской национальности. Они якобы к ней приставали, она их отшила, и один ударил эту девочку по лицу. Мальчишки (Никита с друзьями. — NEWS.ru) к ним подошли, попросили извиниться. На что они не очень хорошо ответили про русских девочек, что мы как бы не совсем порядочный образ жизни ведем. И началось какое-то пихание», — рассказывает Алена.
По словам очевидца конфликта, которые приводит нижегородское издание «Кстати», компания узбеков была сильно пьяна, они «еле держались на ногах». Якобы мигранты вели себя крайне агрессивно и провоцировали русских, началась потасовка, а после иностранцы сами же ретировались, предложив оппонентам прийти ним в общежитие, и угрожали зарезать, утверждает мать Ногтева.
Какова версия мигрантов
При этом сами мигранты приводят другую версию событий, рассказывает Алена Ногтева. С ее слов, у одного из иностранцев был день рождения, они выпили и пошли в «Жасмин» отдыхать. Во время танца, по их версии, они случайно задели русскую девушку, но якобы сразу перед ней извинились.
Общежитие павловской птицефабрики, где жили мигранты, расположено менее чем в километре от кафе. По словам Алены, Ногтев сначала пришел один, по пути поднял с земли кусок водосточной трубы, постучал и зашел внутрь. Молодому человеку добровольно, по словам его матери, открыл местный охранник, которому тот сказал, что ищет человека, сломавшего ему зуб. Чуть позже к Ногтеву присоединились друзья, у которых был с собой страйкбольный автомат. Вместе они стали ходить по этажам и искать своих обидчиков. Со слов Алены Ногтевой, один из друзей Никиты угрожал мигрантам автоматом и ударил кого-то из них. В этот момент на место приехали вызванные охраной сотрудники Росгвардии и полиции. Задерживать они никого не стали, прямо на месте взяли со всей компании объяснения и отпустили по домам. По словам женщины, есть видео, которое свидетельствует, что сам Никита никого не трогал.
«Есть видеозапись [с камер в общежитии]. Там вообще народу много. Оказывается, еще местные жители присоединились, потому что узбеки эти достали всех. <...> Вот этот вот парень, который с автоматом был, ударил несколько раз кого-то из узбеков. Никита мой не бил. <...> На видеозаписи видно, что он ходил пьяный, болтался по этим коридорам. Но бить никого не бил», — сказала она в беседе с корреспондентом NEWS.ru.
«Ему позвонили и сказали закрыть»
Вечером того же дня Никите Ногтеву позвонили из МВД и попросили приехать, чтобы он дал показания. Там же молодого человека задержали, а спустя пару дней — 1 июля — суд отправил его под арест. При этом следователь, утверждает мать, сначала собирался отпустить ее сына под подписку о невыезде, но «ему позвонили и сказали закрыть [Никиту в СИЗО]». В отношении парня возбудили уголовное дело.
«Своими действиями Ногтев Никита Игоревич совершил хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка <...> с применением предмета, используемого в качестве оружия. <...> Ногтеву И. И. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 213 УК РФ», — говорится в ходатайстве об избрании меры пресечения.
В общежитии Никита Ногтев был в сопровождении троих друзей. Как рассказала его мать, парень, который был за рулем машины, проходит как свидетель, а приятель, который был со страйкбольным автоматом, подписал контракт с Минобороны и отправился на СВО. Третий же является военнослужащим, поэтому его дело рассматривается отдельно.
«Но там [у третьего друга] все нормально», — заметила Ногтева.
Местные СМИ стали писать об этой ситуации только 30 октября. До этого, по словам защиты, расследование не двигалось с места. Девушка, которую по словам Алены, ударил один из мигрантов, сама написала заявление в полицию, но все это время ее ни разу не допрашивали. А позже ей и вовсе пришел отказ в возбуждении дела, утверждает Алена Ногтева. Другие следственные действия, за исключением допроса обвиняемого, тоже не проводились, что подтверждают документы суда, имеющиеся в распоряжении NEWS.ru.
Кроме того, защита утверждала, что за четыре месяца следователи МВД не допросили ни одного из участников конфликта со стороны мигрантов. В итоге, по словам Ногтевой, часть из них успела вернуться на родину. NEWS.ru направил запрос в региональное управление МВД с просьбой подтвердить или опровергнуть эту информацию, в ответ пресс-служба ведомства сообщила что допрошены все фигуранты и свидетели по делу.
Защита указывает и на странные обстоятельства расследования — за четыре месяца сменились шесть следователей.
«Никиту хотят посадить»
31 октября дело двинулось с места, когда им заинтересовался председатель Следкома Александр Бастрыкин. Он поручил исполняющему обязанности руководителя СУ СК по Нижегородской области Александру Дынькову провести проверку в отношении сотрудников МВД, ведущих дело, и доложить о ее результатах. А также принять меры по изъятию дела в собственное производство.
По состоянию на 2 ноября дело не было передано в Следственный комитет, заявила в разговоре с NEWS.ru адвокат Никиты Татьяна Савина. По ее словам, материалы забрало на изучение Главное управление МВД, которое направило в павловский отдел своих сотрудников.
«На протяжении всего лишь нескольких дней они пытаются сделать все следственные действия, которые нужно было делать раньше. Даже привлекли этого узбека (якобы ударившего россиянку. — NEWS.ru) к административной ответственности», — заметила юрист и добавила, что потерпевшая девушка тоже была допрошена спустя четыре месяца.
В свою очередь Алена Ногтева утверждает, что после резонанса в СМИ сотрудники правоохранительных органов заявили ей, что не отпустят Никиту. По ее словам, сейчас они «подчищают следы» и ценой свободы ее сына хотят устроить «показательную порку».
«Никиту хотят посадить. Я так понимаю, они хотят, чтобы дело до Бастрыкина не дошло. Там сейчас оперативно работают в две смены все следователи города Павлово, вызывают миллион свидетелей. <...> Сказали: „Мы его не выпустим“. <...> Они в срочном порядке готовят документы, чтобы их в четверг (7 ноября. — NEWS.ru), по-моему, передать в суд», — подытожила собеседница NEWS.ru.
В свою очередь адвокат Савина уточнила, что 5 ноября защита получила материалы дела для ознакомления. Однако дата первого заседания, на котором дело будет рассматриваться по существу, еще не назначена.
Почему «Павловская курочка» защищает мигрантов
Тот факт, что правоохранители не обратили внимания на вторую сторону конфликта — мигрантов, издание «Кстати» связывает с деятельностью местного отдела МВД. 2 октября следователи задержали начальника отдела по вопросам миграции МО МВД «Павловский» Аллу Вершинину. Ее заподозрили в превышении должностных полномочий (пункт «е» часть 3 статьи 286 УК РФ) и отправили под домашний арест.
По версии СК, в 2023 году в ходе профилактического рейда в помещении одного из местных предприятий были выявлены иностранцы, незаконно проживающие на территории РФ, а Вершинина, действуя в интересах организации, составила административные протоколы на подставное лицо, благодаря чему предприятие избежало ответственности.
Речь, предположительно, идет как раз о птицефабрике «Павловская курочка», на которой работали узбеки, участвовавшие в конфликте. NEWS.ru обратился в следственное управление СК РФ по Нижегородской области, чтобы проверить эту информацию, однако ответ на запрос пока не получен. По словам Алены Ногтевой, в общежитии предприятия живет много нелегалов.
«Жители, чьи дома находятся рядом с общежитием, говорили, что приезжает рейд, забирает нескольких человек. У них там у одного патент, а десять — без патента, грубо говоря. И вот они [силовики] их забирают, увозят на автобусе, а утром эти мигранты благополучно возвращаются в общагу», — рассказала Ногтева. В то же время в пресс-службе областного ГУ МВД NEWS.ru рассказали, что иностранные граждане, которые работают на птицефабрике, находятся в России законно.
«Мой папа заступался за девочку»
5 ноября Никите Ногтеву исполнился 31 год, день рождения он встретил прямо в СИЗО. Дома его ждет дочь-младшеклассница, которая обычно живет с мамой (родители в разводе), но пока временно остается у бабушки. По словам Алены Ногтевой, родственники долгое время не рассказывали девочке, что случилось с ее отцом.
«Мы ей сказали, что он в командировке в другой стране и не может приехать. А когда об этом сообщили СМИ, она увидела и все поняла, она смышленая девятилетняя девочка, отличница. <...> Был момент, когда она стала плакать. После выхода сюжета она успокоилась и сказала: „Мой папа заступался за девочку“», — поделилась женщина.
С бывшей супругой Никита остается в хороших отношениях. До ареста он жил с новой женщиной, у которой тоже есть ребенок. По словам Алены Ногтевой, ее сын работал, хотя официально и не был трудоустроен. Согласно материалам дела, суд называл отсутствие официального трудоустройства в качестве одного из поводов отказать в смене меры пресечения, якобы из-за этого он «не имеет стойких социальных связей».
«У нас ИП, мы занимаемся перевозками. Он [Никита] у нас логист. И еще он помогал отцу. Отец у нас перенес инфаркт. Всеми ремонтными работами с грузовиками у нас занимался Никита. Сейчас отец вроде нормально себя чувствует, хотя ситуация с Никитой, конечно, его подкосила очень сильно», — добавила Ногтева.
После резонанса свою помощь — моральную, материальную и физическую — предложили представители движений «Русская община» и «Северный человек». Однако мать Никиты от нее отказалась.
«Мы дееспособные нормальные люди, мы продолжаем работать, хотя нам, конечно, очень тяжело», — подытожила собеседница NEWS.ru.
Читайте также:
Истязали и клеймили детей: мигранты создали нелегальное медресе в Уфе
«Покупают людей во власти»: в ГД рассказали о беспределе цыган и мигрантов
Убили или искала закладку? Тело Кристины Рэй из «Дома-2» нашли в коллекторе
В рабстве у цыгана: 18 русских работали на ферме за еду и побои