Российско-украинские переговоры в Гомельской области продлились более пяти часов. Очевидцы утверждали, что их участники часто выбегали к телефонам, чтобы согласовывать позицию с кем-то в Москве и Киеве. В итоге, как заявил глава российской делегации Владимир Мединский, стороны нашли некоторые точки, по которым можно «прогнозировать общие позиции». Советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк отметил, что основной целью переговоров было обсуждение вопросов прекращения огня на территории Украины и боевых действий. Стороны определили «ряд приоритетных тем, по которым наметились определенные решения», и отправились в свои столицы на консультации. Следующая встреча украинской и российской делегаций намечена на ближайшие дни, договорились, что она пройдёт на белорусско-польской границе. Насколько российско-украинские переговоры смогли продвинуть обе страны к заключению мира — в материале NEWS.ru.

Параллельно с переговорами в Белоруссии почти два часа по телефону говорили президенты России и Франции. Владимир Путин изложил в беседе прежний ультиматум, которым, как уже понятно, российская делегация руководствовалась и на переговорах: урегулирование возможно только при демилитаризации и денацификации, нейтральном статусе Украины и её признании Крыма. Ответ Киева, который стал девизом для украинской делегации, тоже известен: на капитуляцию, что подразумевает этот ультиматум, мы не пойдём, Москва должна вывести войска, отказаться от Крыма и Донбасса.

Перед началом переговоров стороны высказали позиции. Глава делегации РФ помощник президента России Владимир Мединский заявил, что необходимо «выйти на какие-то договорённости как можно быстрее» и эти договорённости должны быть в интересах обеих сторон. Руководитель украинской делегации глава парламентской фракции «Слуга народа» Давид Арахамия написал в Facebook: «Переговоры пойдут или в нужном Украине направлении, или как русский военный корабль». Ранее глава МИД Украины Кулеба заявил, что Киев не намерен сдаваться, а на переговорах намерен «послушать и сказать своё мнение».

Накануне переговоров прозвучали сомнения в полномочиях обеих делегаций, которые возглавляют люди, не принимающие решений: помощник президента и депутат. Но уже когда были опубликованы составы делегаций, стал ясен их далеко не формальный статус. В российскую делегацию вошли заместители министров иностранных дел Андрей Руденко и Александр Фомин, посол РФ в Белоруссии Борис Грызлов и глава международного комитета Госдумы Леонид Слуцкий. Киев представляют министр обороны Алексей Резников, замглавы МИД Николай Точицкий, советник главы офиса президента Михаил Подоляк, первый замглавы украинской делегации в Трёхсторонней контактной группе Андрей Костин, депутат Рустем Умеров.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Фото: Посольство РФ в Белоруссии/ТАСС

Министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей заявил, что переговоры могут стать началом процесса урегулирования.

Считаю эти переговоры исключительно важными. Потому что они могут стать началом процесса, который не допустит возникновения, как сказал один из наших журналистов, «славянской весны». Вы видите по заключительным заявлениям делегаций, что достигнуты определённые договорённости, которые внушают осторожный оптимизм, — отметил глава внешнеполитического ведомства Белоруссии.

Переговоры прошли без приостановки боевых действий. Накануне пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что Москва не намерена приостанавливать проведение военной операции на Украине на время переговоров с украинской стороной. Киев не скрывал, что придерживается аналогичной точки зрения. Военный эксперт, руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем Александр Жилин в беседе с NEWS.ru предположил, что стороны хотят увязать ход переговоров с ходом боевых действий.

Кое у кого сохраняется иллюзия, что боевыми действиями можно поддавливать ситуацию, чтобы другая сторона оказалась более сговорчивой. Но ведь ситуация меняется стремительно. Сделано всё, чтобы консолидировать антироссийские силы [в мире]. Переговоры нужны, но особых надежд на них возлагать не приходится, — заявил политолог.

Александр Жилин считает, что в задачу российской делегации входит принятие окончательных договорённостей с формулировками, которые «сняли бы жестокий налёт антироссийской агрессии [в мире] и обозначили перспективу». В военном отношении «что-то пошло не так», поэтому надо добиться на дипломатическом фронте договорённостей, чтобы остановить активные боевые действия, в том числе и со стороны «мировых антироссийских сил».

Переговоры в итоге не должны нивелировать задачи, поставленные президентом России, о демилитаризации и денацификации Украины, подчеркнул в беседе с NEWS.ru военный политолог, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ им. Плеханова Александр Перенджиев.

Переговоры должны быть продолжены по трём позициям: прекращение огня с украинской стороны, вывод всех украинских подразделений с территорий Донецкой и Луганской областей, совместная борьба Москвы и Киева с нацистами. Понятно, что Киев требует вывода российских войск и отзыв признания ДНР и ЛНР. Но с такими требованиями переговоры ни к чему не приведут. Поэтому они сейчас нужны нам только для того, чтобы понять, о чём говорить дальше или вообще не говорить больше с Киевом.

Александр Перенджиев член экспертного совета «Офицеры России» и эксперт Ассоциации военных политологов

Михаил ПодолякФото: Сергей Холодилин/БелТА/ТАССМихаил Подоляк

По мнению Александра Перенджиева, Москве необходимо переформатировать Украину. На переговорах российское руководство предоставляет им шанс согласиться с этим, но при этом все понимают, что договариваться о демилитаризации и денацификации с нынешней властью в Киеве бесполезно. Отсюда следует вывод: переговоры с самого начала были обречены, заявил военный политолог.

Непредсказуемость президента Зеленского понижает шансы переговоров на их эффективность, заявил в беседе с NEWS.ru израильский политический аналитик Саймон Ципис.

Переговоры важны, но неоднозначное поведение Зеленского до сегодняшнего дня — то он сказал, что готов, то отказался, то предложил другие страны, то согласился на Белоруссию — говорит о том, что его зарубежные патроны сами между собой окончательно не договорились, не знают, что им делать дальше. Но они понимают, что время играет против них — российская сторона занимает всё больше территорий. Поэтому Киев согласился на переговоры, чтобы хоть что-либо выиграть для себя, выставить какие-нибудь условия, потому что в ближайшем будущем ничего они уже выставлять не смогут.

Саймон Ципис израильский политический аналитик

На взгляд Саймона Циписа, требование Украины вывести российские войска с её территории легитимно, но при этом следует понять, к чему стремится Москва. Скорее всего, российские военные пытаются уничтожить военный потенциал, поставленный на Украину натовцами, и американские биологические лаборатории в Одессе, Харькове, Днепре, Львове. Спустя несколько часов после начала военной операции на сайте посольства США в Киеве были удалены документы, касающиеся этих лабораторий. Израильский политолог не исключает, что одной из ключевых целей операции является прекращение деятельности всех американских биологических и химических лабораторий.

Несмотря на активное вмешательство западных государств, путь к миру на этот раз необходимо преодолеть Москве и Киеву без посредников. Не случайно о них даже не идёт речь на нынешних переговорах. Минск подчёркивает, что выполняет только чисто техническую роль. Стороны конфликта, очевидно, только тогда признают договорённости легитимными, когда придут к ним самостоятельно, через тяжёлые испытания, обрушившиеся на них.