После 2014 года пляжные курорты Украины в сезон ломятся не только от желающих провести отпуск на побережье, но и традиционно от тех, кто хочет подзаработать на отдыхающих. Украинский портал «Страна.ua» провёл расследование и выяснил, что после присоединения Крыма к России украинский курортный бизнес сильно изменился, поскольку количество россиян на местных пляжах резко снизилось, а киевлян не так много, как бы хотелось торговцам. В целом, курортные нравы страны застряли на уровне 90-х годов — с разборками глав поселений и крепких парней в балаклавах, при этом мелким бизнесменам по итогам сезона с трудом удаётся выйти в «плюс».
По информации издания, неофициальное разрешение от местных властей на строительство своей «точки» площадью от 5 до 20 квадратных метров на любом популярном морском курорте стоит от пяти до 10 тысяч долларов. После заключения официального договора требуются пять–восемь тысяч долларов на строительство, завоз оборудования и товара. Отдельной неофициальной строкой расходов идёт получение согласия местных энергетиков на подвод электричества. Однако договорённости с местными властями о строительстве не исключают «благотворительные поборы» без чеков и квитанций: на проводку центрального освещения, поселковую охрану, вывоз мусора, закупку канцелярских товаров для местной администрации и т.д.
Стоимость на строительство супермаркета или торгового центра начинается от 100 тысяч долларов. Иностранного инвестора здесь могут запросто «кинуть», что подтверждает нашумевшая история эстонского бизнесмена Марселя Вихмана, которая даже вошла в повестку переговоров президентов Эстонии и Украины. Вихман решил вложиться в курортный посёлок Затока в Одесской области и заключил договор с местной поселковой администрацией об инвестициях в реконструкцию набережной. За это ему дали разрешение на постройку развлекательного комплекса. Набережная и комплекс были сданы в 2015 году, однако через год поселковая администрация вдруг разорвала договор с эстонской компанией.

В итоге развлекательный центр сейчас демонтируют, а одесский адвокат эстонца в прямом смысле отбивается от местных «решал». После того как на сторону эстонца публично встали глава МВД Арсен Аваков, генпрокурор Юрий Луценко и премьер Владимир Гройсман, в здание полиции, расположенное возле поселкового совета, ворвались около 30 человек в балаклавах с помповым оружием. Через некоторое время нацполиция вместе с работниками генпрокуратуры задержали восьмерых человек вместе с руководителем бандформирования, которым оказался секретарь поселкового совета курорта. Такая ситуация привела к тому, что на украинских курортах практически нет крупного бизнеса. «На всех торговых точках используют газ в баллонах, кто из предпринимателей побогаче, копают выгребную яму и вывозят отходы, остальные нелегально сливают канализацию в море», — обрисовал реалии бизнеса одесский бизнесмен.
В этом смысле более прагматичное решение — аренда торговых точек, причём не у властей, а у местных, которые в своё время приватизировали участки на людных местах, подвели к нему электричество, канализацию. Цены здесь колеблются от полутора до двух с половиной тысяч долларов в сезон — с мая по сентябрь. Арендодатель не редко должен одобрить вид торговли, чтобы он не пересекался с уже сданной точкой, но договор с ним часто более официальный, чем с властями, сдающими в аренду муниципальную площадь.
Естественно, что непростые условия ведения бизнеса обостряют чувство конкуренции у бизнесменов. «У кофе-машины могут проколоть колёса. Если торгуешь шаурмой или овощами, ночью могут отрезать от электричества, и твой товар протухнет в холодильнике», — объясняет местный предприниматель. Карательные меры применяются и к тем, кто вовремя не заплатил «пошлину» местным чиновникам. В том же посёлке Затока недавно по разрешению властей начали монтировать ларьки перед фасадной частью уже работающих точек. Причина в том, что, по данным одесских СМИ, старые ларьки находятся на частной земле пансионата, их владелец не смог договориться с поселковым советом, поэтому его и арендующих у него землю торговцев решили наказать.
Ещё одна головная боль бизнесменов — прибыль, несмотря на обилие отдыхающих. «Раньше больше всех денег на курортах оставляли россияне, сейчас самые богатые туристы — это киевляне. Но их очень мало», — сетуют пляжные торговцы, добавляя, что прибыль получить тяжело даже со 100% наценкой на еду, напитки и другие товары.