Активно муссируемая в СМИ тема возможной российско-сирийской военной операции в регионе Идлиб, где размещена группировка турецких войск, вытесняется из информационной повестки сообщениями о подготовке уже Турцией и её союзниками из «Сирийской национальной армии» (СНА) кампании против «Демократических сил Сирии» (ДСС). Это курдско-арабский альянс, в котором ведущую роль играют лево-радикальные формирования «Отряды народной самообороны» (ОНС), связанные с Автономной администрацией северо-востока Сирии (ААВС) во главе с партией «Демократический союз» — сирийским филиалом турецкой Рабочей партии Курдистана (РПК), которая объявлена в Турции террористической организацией.
Турция, в связи с продолжающимися атаками на её военных, действующих в Сирии, со стороны курдских формирований обвинила Россию и США в невыполнении своих обязательств по выводу ОНС из 32-километровой полосы вдоль турецко-сирийской границы, предусмотренной сочинским меморандумом и сделкой Пенс-Эрдоган. Сама территория северо-востока Сирии, где действуют ДСС/ОНС, делится на две части. Первая, где наряду с курдскими отрядами имеется ограниченное присутствие сирийских правительственных войск и российской военной полиции (присутствие, надо отметить, недостаточное для противодействия турецкой операции) и вторая, ближе к границе с Ираком, которая находится под американским зонтиком безопасности.
Как отмечают турецкие эксперты, возможные параметры операции Турции против курдских ОНС дискутируются именно с российской стороной. Это говорит о том, что атаку планируется провести в районах с ограниченным присутствием сирийских правительственных войск и российской военной полиции, чьи наблюдательные пункты могут быть быстро выведены из зоны боевых действий. В ответ на турецкое наступление против сирийских курдов Россия и Турция могут прийти к взаимопониманию о необходимости вывода турецких сил из южных районов зоны деэскалации Идлиб (где уже Анкара не выполняет свои обязательства по поводу создания зоны безопасности вдоль трассы М4 и противодействия террористическим группировкам). После этого там может состояться российско-сирийская военная операция, которая приведёт к разблокированию участка трассы М4, проходящей через этот сирийский регион.
При этом, исходя из стратегического значения трассы М4, Россия не допустит наступления протурецких сил к югу от этой магистрали на северо-востоке Сирии. В связи с этим регион Манбидж, а также города Тель Тамр и Айн Исса, которые часто упоминаются как направления главного удара, но лежащие южнее М4, скорее всего, не станут целями атак.
Наиболее вероятный район операции — это Айн Аль Араб (Кобане). Так как установление контроля над ним способно объединить зоны турецких операций «Щит Евфрата» и «Источник мира» в Сирии, создав единый пояс безопасности вдоль границы.
Кампания турецких войск и сирийских союзников Анкары против ДСС/ОНС в Сирии несёт для России определённые вызовы, но в то же время может быть использована Москвой и для упрочения собственных позиций.
В качестве негативного для РФ фактора может рассматриваться то, что в случае отсутствия военной или иной поддержки ОНС со стороны Москвы Автономная администрация северо-востока Сирии (ААСВС) окончательно разочаруется в России и будет вынуждена искать ещё более тесного сотрудничества с США как с единственной силой, способной обеспечить защиту курдским боевикам.
Вместе с тем на фоне ухода Соединённых Штатов из Ирака и Афганистана у сирийских курдов также растёт неуверенность в их американском союзнике, который раньше или позже бросит их на произвол судьбы, как правительство Ашрафа Гани в Афганистане. Отсюда, вне зависимости от того, как будет действовать Россия на нынешнем треке эскалации, для ААСВС нет иного выбора кроме как сохранить связи с Москвой при любом исходе турецкой военной кампании.
Собственно, само стремление усидеть на двух стульях и провокационные действия курдских формирований, которые не прекращали диверсионно-террористическую деятельность в районах турецких операций «Оливковая ветвь» и «Щит Евфрата», привели к тому, что Анкара начала подготовку к военной операции против ДСС/ОНС. Вместе с тем в период турецкой операции «Источник мира» осенью 2019 года в ходе переговоров между российской стороной и сирийскими курдами последние согласились с российскими предложениями по поводу вывода подразделений ДСС/ОНС из приграничной полосы на северо-востоке Сирии, где должны были работать российско-турецкие патрули. Однако, как только сирийским курдам стало ясно, что администрация Трампа изменила своё решение по поводу ухода американских войск из Сирии, то и ААСВС решила не отягощать себя взятыми ранее обязательствами и сохранила своё военное присутствие вдоль сирийско-турецкой границы, тем самым, по сути, предопределяя проведение новой военной операции Турции и СНА.
Тем не менее ААСВС не оставляет попытки заручится гарантиями Москвы. От России ждут, что она обезопасит сирийский северо-восток от возможного вторжения СНА и Турции и сможет выторговать у Дамаска особые условия для региона в рамках возможного процесса децентрализации САР. Подобные запросы со стороны представителей сирийских курдов вызывают в Москве скептическое отношение, особенно если речь идёт непосредственно о гарантиях безопасности.
Представляется, что ДСС/ОНС таким образом лишь готовит себе запасные варианты на случай ухода американцев. Но при этом если вывод войск США в ближайшее время не состоится, то и ААСВС не будет спешить следовать по той дорожной карте, которую она предлагает выработать российской стороне.
Россия, в свою очередь, пытается подтолкнуть сирийских курдов к диалогу с Дамаском по существу, без оглядки на американское военное присутствие в регионе. Подразумевается, что сами сирийские курды должны начать дистанцироваться от Соединённых Штатов ещё до того, как Вашингтон примет окончательное решение о выводе своих сил из Сирии.
В то же время следует учитывать, что ААСВС является лишь вспомогательной структурой, а главная роль в управлении сирийским северо-востоком принадлежит её военному крылу в лице формирований ДСС/ОНС, которые в настоящее время могут рассматриваться лишь в качестве временного явления на карте сирийской гражданской войны и потому делать на них ставку Москве как на самостоятельную силу в стратегическом плане не имеет какого-либо смысла. Эта группировка используются американцами исключительно в качестве своей ближневосточной ЧВК для противодействия ИГИЛ*, а сейчас и в качестве элемента давления на Турцию, Иран и правительство Асада.
Конечно, у Москвы есть определённые планы на сирийских курдов, и именно поэтому Россия всегда пыталась лоббировать их интересы, в том числе поддерживая идею федерализации или, по крайней мере, децентрализации Сирии. Кроме того, в интересах России было бы путём переговоров с сирийскими курдами обеспечить их вооруженным формированиям особый статус в рамках сирийских вооружённых сил, создав из них курируемые из Москвы особые военные части по примеру пророссийского пятого корпуса сирийской армии. В случае ухода американцев из Сирии эти подразделения могли обеспечить при поддержке российских военных контроль над регионами сирийского северо-востока, не допустив туда проиранские группировки, тем самым создав там особую зону, свободную от иранского военного, и, главное, экономического присутствия. Ведь именно в этих районах находятся основные месторождения нефти и газа в Сирии.
Кроме того, создание подобной зоны, где бы отсутствовал токсичный иранский фактор, могло бы способствовать привлечению туда инвестиций со стороны стран Персидского залива, которые уже вкладывали средства, например, в восстановление города Ракки и могли продолжить это делать в случае получения гарантий со стороны РФ, что этот регион будет свободен от влияния Тегерана.
Соответственно, возможная турецкая операция против ДСС/ОНС должна заставить уйти как минимум часть курдских подразделений под покровительство российской стороны, в том числе войти в состав проправительственных сил. Так как только в случае подобных шагов и разрыва связей с американским военным командованием Россия могла бы предоставить курдским формированиям гарантии безопасности.
В то же время по-прежнему остаётся один фактор, без учёта которого турецкая операция вряд ли состоится, — это позиция Вашингтона. В случае если Соединённые Штаты сочтут необходимым поддержать формирования ДСС/ОНС за пределами зоны ответственности международной коалиции в Сирии, которая ограничена лишь некоторыми районами северо-востока страны, то для Анкары подобная эскалация будет крайне рискованной и может поставить под удар американцев протурецкие формирования СНА. Поэтому многое будет зависеть от итогов встречи Эрдогана и Байдена на саммите G20 30–31 октября.
* — ИГИЛ («Исламское государство») — террористическая организация, деятельность в России запрещена.