Президент Украины Пётр Порошенко подписал указ о введении в действие решения Совета национальной безопасности и обороны Украины о военно-техническом сотрудничестве с отдельными государствами. Содержание решения, как и перечень «отдельных государств», является тайным. Контроль за выполнением указа возложен на действующего секретаря СНБО Александра Турчинова.
Не обошлось без бюрократии: украинский президент подписал не новую бумагу, а утвердил решение СНБО от 13 сентября, которое, в свою очередь, вносит поправки в другое, не менее «секретное решение» Совета — от 28 августа 2015 года.
По мнению первого зампреда комитета Совета Федерации по международным делам Владимира Джабарова, нельзя исключать факта, что Украина могла договориться с одной из стран о поставках оружия, в том числе и летального. В свою очередь экс-премьер Украины Николай Азаров напомнил, что поставки летального оружия на Украину уже давно осуществляются за счёт запасов, которые располагались на складах восточноевропейских стран ещё во времена Советского Союза. В то же время можно допустить, что очередной «секретный указ» Порошенко скрывает очередную просьбу или список вооружений, которые Украина хотела бы получить от своих западных партнёров. Так, в 2014 году Украина попросила у США подержанные бронемашины, разведывательную технику и бронежилеты. Американцы не отказали своему внеблоковому союзнику и официально поставили медицинские препараты, каски, спальные мешки, системы очистки воды, переносные электрогенераторы и топливные насосы.
В середине сентября Порошенко сообщил, что Сенат США проголосовал за выделение $500 миллионов на оборону Украины. По его словам, Киеву также будут предоставлены «средства радиоэлектронной борьбы». Правда, затем выяснилось, что американские законодатели пока утвердили лишь проект, в котором согласились выделить Киеву $150 млн против $350, предусмотренных в прошлом году. Причём из этой суммы доступны $75 млн, на остальные средства потребуется получить отдельное разрешение Сената.
Справедливости ради отметим, что американцы всё же по различным программам предоставляют Украине военную помощь для закупок радаров, бронеавтомобилей, разведывательных беспилотников, снаряжения и т.д. Отдельной строкой бюджета идут закупки из стран Европы. Скажем, в 2015–2016 годах с французами были заключены контракты на поставку продукции военного назначения на 25 млн евро. Номенклатура не раскрывается, но это, видимо, электроника, отдельные виды стрелкового вооружения и т.д. Это только с Францией. То есть из довольно крупного экспортёра советских вооружений и военной техники Украина превратилась в значимого импортёра, и эта тенденция со временем, очевидно, будет только усиливаться.
Кроме того, в СМИ и к блогерам неоднократно попадала документация о передаче Украине «летального оружия». Так, известный украинский военный эксперт Юрий Бутусов в августе 2017 года сообщал о передаче американской стороной ВСУ и Нацгвардии снайперских винтовок калибра 12,7 мм «Барретт» М82 и М107, а также ручных гранатомётов PSRL-1. Однако такие поставки не влияют на общий ход боевых действий.
В конце сентября начальник Генштаба Вооружённых сил Украины Виктор Муженко заявлял, что в ближайшее время военную помощь Украине предоставит Канада. Но если в намерениях Канады начать поставки Киеву по политическим соображениям мало кто сомневается, то с практической точки зрения не ясно, о какой номенклатуре вооружения может идти речь. У канадцев небольшие армия и военная промышленность.
Украинский политолог Александр Дудчак, специально для News.ru:
— Я не исключаю, что указ был подписан в свете последних событий — очередного пожара на военных складах. Мало кто сомневается в «случайности» таких взрывов и поджогов — на Украине продолжают торговать оружием и заметать следы, чтобы скрыть несоответствия в документации. В общем, Украина, скорее всего, таким образом проводит экспорт боеприпасов из Восточной Европы, а европейцы расчищают свои склады, чтобы купить новые.
Доцент кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин в беседе с обозревателем News.ru заявил, что сомневается в правдивости «тайного указа» о ВТС:
— Сообщение похоже на пиар-ход и имеет, скорее, внутриполитическое значение — демонстрирует, что конфронтационная инициатива находится у Порошенко и, несмотря на все последние действия Саакашвили, президент по-прежнему выступает неким форпостом. Если бы военно-техническое сотрудничество было реальным, то его бы непременно раскрыли, а если Киеву передавались «летальные системы», то никто бы это не стал афишировать.