19 марта 2018 в 12:08

«Как Россия вмешалась в свои собственные выборы»

Зарубежные СМИ анализируют причины «ошеломительной победы» Владимира Путина

Фото: ТАСС/Виктор Драчев

Зарубежная пресса начала реагировать на итоги президентских выборов в России сразу после объявления предварительных результатов. В целом издания констатируют факт победы Владимира Путина как нечто само собой разумеющееся. Так, практически ни одна статья в американских СМИ не обошлась без тезиса о недопуске к выборам «главного политического оппонента» (The LA Times) и «ярого противника Путина» (CNN) Алексея Навального и его призыва не ходить на выборы. Редкое издание смогло удержаться от упоминания о принадлежности Владимира Путина к КГБ и его отказе от участия в предвыборных дебатах.

New York Magazine, сообщая о «потрясающей победе» Владимира Путина, упоминает о большом количестве вбросов на избирательных участках. В подтверждение своих слов издание приводит твиты с записями камер наблюдения, где зафиксированы случаи нарушений. Журнал в ироничном ключе анализирует причины, которые привели Путина к очередной победе. В частности, среди них издание называет постоянное восхваление в эфире заслуг президента при регулярном политическом уничтожении его противников. В заключение New York Magazine сравнивает срок правления Путина с таковым у Иосифа Сталина, отмечая, что «партия, к которой принадлежал Иосиф Сталин, была весьма успешна на выборах».

Комментируя победу Путина на выборах, The Los Angeles Times останавливается на основных моментах торжественной речи президента на Манежной площади. Газета ожидала услышать слова об экономическом положении страны и сложностях международного характера — «обвинениях России в отравлении бывшего шпиона и его дочери и подозрениях о вмешательстве Кремля в американские выборы». Вместо этого Владимир Путин говорил о необходимости «сохранить единение», о важности «не руководствоваться краткосрочными интересами» и о том, что россиянам «суждено быть успешными». В то же время издание обращает внимание на обещание президента повысить уровень жизни россиян и увеличить экономический рост с 1,7 до 3,1%. Эти обещания журнал называет «сложными для выполнения» из-за низких цен на нефть и ожидаемого в перспективе мирового тренда на снижение потребности в газе.

The New York Times делает прогноз на будущее правление Путина, ожидая попытки укрепления глобальной мощи России наряду с проведением ограниченного количества экономических реформ. Издание иронично замечает, что для своего последнего срока российский президент выберет наиболее удобных ему представителей элиты — тогда как во всём мире происходит обратный процесс. По мнению журналистов NYT, минувшие выборы были в большей степени референдумом, нежели голосованием за кандидата. Тем не менее популярность Путина среди россиян не вызывает сомнений: его портреты и слоганы «Сильный президент — сильная Россия» можно наблюдать повсюду, и многие избиратели шли голосовать именно с таким настроем.

Канал Fox News приводит критические заявления Эдварда Сноудена и Гарри Каспарова, которые были сделаны через Twitter. В частности, Сноуден заявил, что фальсификации на выборах были частью «попытки украсть власть у более чем 140 млн человек». Процитированный изданием Каспаров сказал, что «каждый лидер, поздравляющий Путина с избранием, участвует в войне против демократии».

The Vox и Washington Post, констатируя факт победы Путина, подробно описывают рост антироссийских настроений. Оба издания считают, что внешнеполитические проблемы укрепляют популярность Путина среди россиян. Washington Post, ссылаясь на аналитиков, считает, что, скорее всего, данный президентский срок не будет для Путина последним и он, подобно китайскому правителю Си Цзиньпину или иранским аятоллам, продлит своё пребывание у власти на более длительное время.

«Как Россия вмешалась в свои собственные выборы» — с таким заголовком вышла статья в The Atlantic. До того как Кремль своим печально известным Агентством интернет-исследований («фабрикой троллей») вмешался в выборы США в 2016 году, он был занят проверкой своего арсенала инструментов дезинформации на россиянах, отмечает журнал. Особое внимание Москвы к онлайн-операциям началось после протестов против фальсификации на выборах в Госдуму в 2011 году, в результате чего 100 тысяч россиян вышли на улицы столицы. Протесты также совпали с возвращением Путина на пост президента в 2012 году после пребывания на посту премьер-министра.

Итальянская газета La Repubblica цитирует пресс-секретаря избирательного штаба Владимира Путина Андрея Кондрашова о том, что явка оказалась даже выше, чем рассчитывали, и за это надо благодарить премьер-министра Великобритании Терезу Мэй. La Stampa в материале о триумфальной победе Владимира Путина отметила, что даже за рубежом очереди на голосование были «повсюду» — и не только в странах, где исторически проживает большое количество россиян (Прибалтика). Так, издание обратило внимание на длинные очереди в Милане и на закончившиеся бюллетени в Риме.

Немецкое издание Rheinische Post пишет, что в связи с многочисленными манипуляциями особую актуальность приобретает оценка выборов ОБСЕ, от которой работало около 600 наблюдателей. Der Spiegel отмечает, что практика проведения выборов с элементами народных фестивалей (продажей выпечки по низким ценам и т.д.) существовала и в советское время, при этом добавляет, что нынешние выборы были сложными для власти в плане обеспечения высокой явки.

Турецкое издание Hürriyet также акцентирует внимание читателей на том, что выборы рассматривались как «референдум» по одобрению политики Путина. Русские голосовали даже в таких местах, как космос. Для тех, кто находился в море, на кораблях было установлено 218 урн, в итоге проголосовало более 7600 моряков. В итоге проблема, которая беспокоила Кремль, — процент явки, была решена с рекордным для России результатом, заключает газета.

Антон Мардасов
Антон Мардасов , Наталья Щербакова