29 ноября 2017 в 13:09

Европарламент: Россия вытесняет США из Центральной Азии

Почему в регионе падает американское военно-политическое влияние?

Самолёты ВВС США на американской авиабазе «Ганси», расположенной на территории киргизского международного аэропорта Манас Самолёты ВВС США на американской авиабазе «Ганси», расположенной на территории киргизского международного аэропорта Манас Фото: ТАСС/Азамат Иманалиев

Вашингтон теряет позиции в Центральной Азии из-за увеличения влияния России, говорится в отчёте исследовательского центра Европарламента. В докладе, сообщает RT, отмечается, что ослабление военного присутствия частично обусловлено снижением масштаба операций в Афганистане. При этом основной причиной называют возвращение региона в сферу «российского влияния».

«Казахстан, Киргизия и Таджикистан являются военными союзниками России, которая в 2014 году убедила Киргизию не продлевать соглашение с США об аренде авиабазы Манас», — отмечено в отчёте. Также указано, что Вашингтон уступает Москве по уровню торговли со странами региона и оказывает поддержку «правозащитникам», репутацию которых в некоторых республиках считают крайне сомнительной.

Каковы сегодня реальные позиции Соединённых Штатов в Центральной Азии? Некоторые эксперты в России постоянно говорят о стратегии США по окружению РФ и Китая, в которой важное место отводится именно Центральной Азии — как плацдарму в «сердце Евразии» «для проецирования давления и военной силы на Россию, Китай, Иран и весь евразийский континент». Однако, несмотря на действия различных программ, в том числе по линии Пентагона (Фонда контртеррористического партнёрства и т. д.), американцы были вынуждены закрыть авиабазы в узбекском Ханабаде и Манас в Киргизии. В последние годы американскую региональную политику буквально лихорадит. Связано это было сначала с обещанием Барака Обамы вывести войска из Афганистана, что сделать крайне сложно, ведь тогда построенный ими режим может рухнуть. В связи с этим и у новой администрации США нет определённого понимания, что они хотят получить от Афганистана, а тем более — от среднеазиатских лидеров.


Андрей Грозин, старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН, специально для News.ru:

Если абстрагироваться от геополитической оставляющей, то в докладе приведена верная оценка ситуации. Посмотрите на цифры товарооборота США с центральноазиатскими государствами или на цифры помощи по линии Госдепа, USAID (Агентства США по международному развитию), Пентагона — невооружённым взглядом видна тенденция снижения финансирования. На следующий бюджетный год по линии Госдепа, кроме Узбекистана, остальные государства вообще ничего не получат, да и USAID сворачивает программы под давлением администрации. А раз меньше денег, то меньше влияния.

Центральная Азия интересна США по двум параметрам. Во-первых, тактически, так как им необходимы логистическое обеспечение операций в Афганистане и поддержка, причём в идеале американцы хотели бы вообще свалить расходы на Афганистан на соседей, которые от этой «чести» уже лет 10 как уворачиваются всеми возможными способами. Во-вторых, стратегически — в плане геополитики. Однако американцы в действительности по минимуму вкладывались в регион. Только в Казахстан их корпорации более-менее нормально вложились, и эта страна — лидер по американским инвестициям. Их размер $40 млрд, но это за 25 лет, а это не так много, если разделить эту сумму на 25.

Да, США вкладывались в гражданское общество — в различные НКО и НПО, и то — по линии фондов типа «Открытого общества» Сороса. И результаты таких инвестиций также, мягко говоря, неоднозначные. Я бы не рискнул сказать, что им удалось переломить фобии центральноазиатского общества по отношению к Западу и в целом перестроить общество — даже в такой накачанной деньгами (в этом сегменте) стране, как Киргизия. И вообще режимы изо всех сил старались свести возможную эффективность расходования денег на «демократию» к минимуму, и многим это удалось.

То есть США хотели закрепиться в регионе, неся при этом минимальные расходы. Но после того как они были вынуждены покинуть базы в Узбекистане и Киргизии, их военно-политическое влияние резко снизилось.

США могут его снова нарастить?

Некоторые фигуры в регионе надеются, что новая стратегия Трампа по Афганистану (хотя не исключено, что он сам не знает, что у него за стратегия) может изменить ситуацию. Но обещанное Вашингтоном увеличение контингента идёт, прямо скажем, непонятно как, да и оно предполагает совершенно незначительные цифры — 4 тысячи человек, что не сравнится с тем потоком, который проходил через центр транзитных перевозок ВВС США в Манасе, когда только один американский контингент в Афганистане насчитывал 100 тысяч человек. Американцы, конечно, тогда старались платить по минимуму, тем не менее деньги в бюджет шли, и местная элита позволяла себе запускать руки в казну. Сейчас такой кормушки нет, да и в случае увеличения контингента американцам вполне может хватить инфраструктуры в Пакистане.

Есть ещё и кадровые индикаторы, которые демонстрируют правильность тезисов, озвученных в докладе. Кто сейчас в Госдепе отвечает за Центральную Азию? Я не знаю. Там нет такого человека. Есть и.о., но она занимается больше Афганистаном. Кроме того, утверждённые послы США есть только в трёх государствах региона из пяти, а в остальных сидят люди, которые просто ждут, когда кого-нибудь пришлют из Вашингтона. То есть в Госдепе сейчас не до Центральной Азии, и, видимо, ещё долгое время будет не до этого региона, потому что для США есть задачи более значимые и болезненные.

Вряд ли этот доклад имеет целью только зафиксировать тенденцию...

Конечно. Европейцы в разобранном состоянии. Недавно Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини посетила регион. Но её там встретили не очень тепло, да и денег она мало обещала. Хотя только у европейцев как мирового центра силы есть написанная и опубликованная стратегия по тому, как отстаивать свои интересы в Центральной Азии. Но документ ничего не значит — ресурсы ЕС совершенно несопоставимы с ослабевшим американским влиянием в ЦА, а тем более российским военно-политическим или китайским финансово-экономическим доминированием.

Думаю, на написание обсуждаемого доклада повлияло в целом недовольство Старой Европы тем, что происходит в США. Европейцам трудно и больно без рулевого в ЦА, поэтому доклад — отражение общих умонастроений в Европе. При этом надо понимать, что это происходит не потому, что влияние США в регионе снижается и на этом фоне укрепляются Россия и Китай. Всё-таки мы с этими странами граничим, это исторически зона нашего влияния. А КНР вообще рассматривает регион как несущую опору для своей инициативы «Один пояс — один путь», и для коллективного или частного Запада в этой концепции просто нет места.

Антон Мардасов
А. Мардасов