Президент Южной Осетии Анатолий Бибилов находится с визитом в Республике Сербской. 9 января он вместе с членами югоосетинской делегации принял участие в праздничных мероприятиях, посвящённых 26-летию образования Республики Сербской — составной части Боснии и Герцеговины по результатам Дейтонских соглашений.
По итогам встреч с президентом энтитета Милорадом Додиком планируется подписание протокола о сотрудничестве между партией «Единая Осетия» и Союзом независимых социал-демократов (СНСД). В интервью государственному телеканалу РТРС Анатолий Бибилов заявил, что Республику Сербскую и Южную Осетию многое объединяет: борьба за идентичность, православные ценности, а также дружба с Россией.
Ранее — на новогодних праздниках — Бибилов посетил Донецкую народную республику с рабочим визитом, обсудив с её руководством вопросы двустороннего сотрудничества. Он также побывал на передовой и встретился с добровольцами из Южной Осетии.
Он также добавил, что «ни для кого не секрет, что именно специалисты из Украины готовили грузинскую армию для нападения на Южную Осетию» и «несмотря на это, они потерпели фиаско».
Южная Осетия в 2014 году признала независимость ДНР и ЛНР. Между Цхинвалом и республиками установлены дипотношения: в Донецке и Луганске действуют представительства Южной Осетии, в Цхинвале — представительства ДНР и ЛНР. В мае прошлого года РЮО и ДНР заключили договор о дружбе и сотрудничестве. В этом смысле поездка Бибилова в ДНР довольно естественна, однако обращает на себя внимание «дипломатический вояж» лидера части признанной югоосетинской республики — по конфликтным территориальным образованиям, руководство которых стремится к широкой автономии и даже периодически заявляет о возможности независимости.
Александр Скаков, старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН, специально для News.ru:
Внешняя логика визитов Анатолия Бибилова — попытка расширения связей Южной Осетии и упрочение её положения среди подобных республик.
В реальности же Цхинвал берёт на себя функцию некого связующего звена между Москвой и ДНР и ЛНР — Новороссией, причём это началось ещё при предшественнике Бибилова — Леониде Тибилове. Москве не всегда удобно по разным причинам взаимодействовать с народным республиками Донбасса, а через Южную Осетию можно решать различные вопросы — начиная от военного сотрудничества и заканчивая экономикой, включая денежные переводы и т.д.
Что касается Республики Сербской, то здесь подобная ситуация — Москва не всегда имеет возможность иметь дело с энтитетом, тем более что там до конца не определились, куда двигаться. В республике сильны настроения в пользу реальной независимости. И вполне возможно, что ситуация там может измениться. В этой связи Москве важно здесь иметь рычаги влияния, тем более что она проявляет серьёзный интерес к Сербии и вообще к региону.
Вояж Бибилова — это некий дипломатический приём? На ваш взгляд, Анатолий Бибилов как переговорщик приемлем для ДНР и Республики Сербской?
А почему нет? Ведь они видят в нём не только лидера Южной Осетии, но представителя российской стороны. Что касается последовательности поездок главы Южной Осетии, то вполне возможно, что так было легче самому Бибилову. Он человек мобильный и довольно молодой (1970 года рождения). Если ему не будут серьёзно мешать в самой Южной Осетии и за её пределами, то у него довольно серьёзные перспективы на политическом поприще.
Вы сказали, что с помощью Южной Осетии можно решать реальные вопросы. На ваш взгляд, они носят больше дипломатический характер или практический?
В Донбассе, видимо, делается упор не на дипломатию, а на практику. В случае с Республикой Сербской я не очень представляю себе возможности по военному сотрудничеству. Здесь, очевидно, речь идёт о дипломатической, посреднической миссии.
Вообще визит в ДНР югоосетинской делегации вполне ожидаем. Повторю, контакты между республиками начались уже давно, и в Донбассе до сих пор много бойцов из Южной Осетии и Абхазии. Визит в Республику Сербскую в этом смысле неожиданный, но он более логичен, чем поездки в Барселону и попытки создать какое-то посольство или представительство в Южной Осетии.