Командование Ливийской национальной армии Халифы Хафтара объявило о начале второго этапа операции по взятию Триполи. Возможно, «хафтаровцев» вдохновил недавний телефонный разговор между их лидером и Дональдом Трампом. Однако эксперты не исключают, что таким образом в ЛНА просто пытаются завуалировать и оправдать собственные военные неудачи.

23 апреля силы, лояльные правительству национального единства (ПНЕ), отбили у Ливийской национальной армии (ЛНА) район Хира в пяти километрах к северу от города Гарьян, в котором находится одна из ключевых баз ЛНА в Триполитании, сообщает Al Jazeera со ссылкой на источники в Триполи. По информации издания, покидая район, «хафтаровцы» «оставили после себя сожжённые машины». Ранее в тот же день сообщалось о четырёх взрывах, прогремевших в районах Айн Зара и Халля аль-Ферджан на востоке Триполи, однако не поступало дополнительной информации о жертвах и разрушениях. При этом, как рассказывают наблюдатели, в Триполи продолжается мирная жизнь, нет недостатка в продуктах и воде, рестораны и другие заведения работают в штатном режиме. Однако некоторые дороги в южной части ливийской столицы заблокированы из-за опасений воздушной атаки сил Хафтара.

Фото: Global Look Press

Относительно спокойная для страны, раздираемой многолетним вооружённым противостоянием, обстановка контрастирует с заявлением представителя ЛНА генерал-майора Ахмеда аль-Мисмари, сделанным 22 апреля. Генерал объявил о начале второй фазы наступления на Триполи. Первая фаза операции, по словам аль-Мисмари, прошла успешно, по её итогам удалось установить основные позиции сил, лояльных правительству национального единства. В ходе второго этапа ЛНА будет использовать пехоту и артиллерию. Других подробностей аль-Мисмари не сообщил. Тот факт, что силам Хафтара до сих пор не удалось занять ливийскую столицу, генерал объяснил высокой плотностью населения в районах, где проводились боевые действия.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Заявление аль-Мисмари было сделано на фоне сообщений о состоявшемся 15 апреля телефонном разговоре между Халифой Хафтаром и президентом США Дональдом Трампом. В ходе беседы стороны «обсудили борьбу с терроризмом в Ливии и отметили необходимость мирного урегулирования ситуации в стране». Глава Белого дома отметил значительную роль Хафтара в борьбе с терроризмом и защите ливийских нефтяных месторождений. Западные аналитики оценили этот разговор как демонстрацию поддержки Хафтара Трампом. Этот жест американского президента может быть вызван уверенностью Вашингтона в том, что военачальник сможет стабилизировать обстановку в Ливии, а также тем, что на Западе Хафтар имеет репутацию светского лидера и борца с «джихадистами». Негласную поддержку командующему ЛНА, предположительно, оказывают Египет, Саудовская Аравия и Объединённые Арабские Эмираты. В свою очередь в ООН регулярно обращаются к Хафтару с призывами остановить военные действия.

В то же время, несмотря на оптимизм командования ЛНА, объявленное Хафтаром 4 апреля наступление на Триполи, как отмечали эксперты, фактически провалилось. Командующий ЛНА недооценил противника и ожидал, что разрозненные группы лояльных ПНЕ сил перейдут на его сторону. Вместо этого против Хафтара объединились не только группировки, находящиеся в ливийской столице, но и отряды из других городов, в том числе из ключевого центра «арабской весны» в Ливии Мисраты.

Фото: Global Look Press

Объявление командованием ЛНА второго этапа наступления на Триполи является голословным заявлением, полагает руководитель Центра исламских исследований Института инновационного развития, эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семёнов.

Сейчас уже очевидно, что занять Триполи молниеносным броском у Хафтара не получится, бои носят позиционный характер. Видимо, в этой ситуации в ЛНА решили привлечь к себе внимание и пустить пыль в глаза, заявляя о якобы успешном завершении первого этапа. Всё это попытки оправдать собственные военные неудачи, — указывает эксперт в комментарии News.ru.

Сейчас, по мнению Семёнова, Хафтар рассчитывает на более активную поддержку Объединённых Арабских Эмиратов и Египта. И также планирует более активно задействовать беспилотную авиацию и артиллерию. Однако, по словам эксперта, скорее всего, «молниеносной войны» у ЛНА также не получится.

В дальнейшем, по мнению эксперта, если военная операция по взятию Триполи затянется, Хафтар может попытаться заключить перемирие с ПНЕ. Формальным поводом для этого может стать начинающийся в мае священный месяц Рамадан.

Перемирие сейчас невыгодно главе ПНЕ Фаизу Сараджу. Несмотря на то что «молниеносная война» ЛНА не удалась, силам Хафтара всё-таки получилось закрепиться в некоторых районах на подступах к Триполи, установить контроль над Гарьяном. Мирный договор в таком случае закрепит этот относительный тактический успех. С точки зрения Сараджа, перемирие возможно только в случае, если ЛНА вернётся на изначальные позиции, — добавляет Семёнов.

Однако эксперт не исключает, что в ЛНА могли заявить о втором этапе наступления на Триполи для отвода глаз и в действительности целью ЛНА будет Мисрата. По некоторым данным, мисратцы усиливают оборону города, сообщает аналитик.