Президента Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаила Шмакова впервые за четверть века не пустили на заседание правительства. Глава крупнейшего профсоюзного объединения РФ в ярости.

Согласно сложившейся практике, Шмаков представляет в Белом доме российские профсоюзы, он же возглавляет сторону профсоюзов на заседаниях Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Напомним, кроме профсоюзов в работе комиссии принимают участие объединения работодателей и представители федерального правительства.

Собственно, о том, что перед ним захлопнулись двери правительства, Михаил Шмаков заявил как раз на заседании этой комиссии. Он с горечью сказал, что, как сообщили в аппарате правительства, представлять профсоюзы на заседаниях будет отныне Сергей Вострецов — депутат Госдумы, председатель объединения профсоюзов России СОЦПРОФ. Господин Шмаков разъяснил, что депутат Вострецов не является членом Российской трёхсторонней комиссии и задался вопросом, будет ли эта комиссия теперь вообще существовать.

«Я понимаю, что проще работать с профсоюзами с пониженной социальной ответственностью, это как с девушками с пониженной социальной ответственностью иногда лучше работать, — горько пошутил Михаил Шмаков. — Но только для этого существует определённое русское ёмкое доходчивое слово, я его не буду повторять, поскольку все его знают».

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Михаил Шмаков и Президент РФ Владимир Путин (справа налево)Фото: kremlin.ruМихаил Шмаков и Президент РФ Владимир Путин (справа налево)

Намёк профсоюзного босса действительно прозрачен. Однако с тем же успехом Шмаков мог бы отнести его к деятельности собственного профобъединения.

Ни для кого не секрет, что ФНПР крайне слабо защищает интересы наёмных работников. Юристы ФНПР участвуют не более чем в трёх процентах судебных трудовых споров. Руководство Федерации и её структурных подразделений практически никогда не призывают работников к забастовкам или к иным акциям протеста против нарушения трудовых прав.

Руководство ФНПР постоянно заявляет, что Федерация вне политики. Однако это не соответствует действительности. С 2000 года ФНПР тесно сотрудничает с партией «Единая Россия», поддерживает её политику, проводит с ней совместные массовые акции. Заместитель председателя ФНПР Андрей Исаев одновременно является членом «Единой России». С 2011 года руководители ФНПР и входящие в её состав региональные профсоюзные структуры входят в «Общероссийский народный фронт». За лояльность «единороссы» регулярно выделяют представителям ФНПР несколько депутатских мест в Госдуме, включая профсоюзных активистов в партийные списки.

Михаил Шмаков и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев (слева направо)Фото: kremlin.ruМихаил Шмаков и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев (слева направо)

Мотивы такой сверхлояльности руководства Федерации вполне прозрачны — делается всё для того, чтобы сохранить «статус кво» наследницы советского ВЦСПС, контролируя имущество (точнее, его пока что не распроданные остатки), доставшееся от советских профсоюзов. О правах трудящихся в ФНПР вспоминают не чаще, чем о них вспоминали в советских профсоюзах. Во времена СССР профсоюзы, именовавшиеся «школой коммунизма», являлись «бесплатным» приложением к КПСС. Неизвестно, выступает ли сегодня ФНПР в качестве «школы капитализма», но по-прежнему является приложением к партии власти.

Конечно, господину Шмакову обидно. Долгие годы он и его ФНПР верой и правдой служила власти, и вот его не пускают в правительство. Наверняка из души его рвётся крик: «О, времена, о нравы! О, чёрная неблагодарность!».

За что же так обидели Михаила Шмакова?

За то, что он на миг забылся и посмел иметь суждение, отличное от руководящей линии.

ФНПР выступила против правительственной реформы, предполагающей повышение пенсионного возраста. Михаил Шмаков предложил руководителям общероссийских профсоюзов и региональных отделений организовать митинги. Он заявил, что необходимо инициировать заседания региональных трёхсторонних комиссий, а протокол решений направить в региональные органы власти и в Российскую трёхстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.

Заместитель председателя правительства РФ Татьяна ГоликоваФото: duma.gov.ruЗаместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова

В общем, повёл себя по образу и подобию лидера какого-нибудь западного профобъединения. Как известно, на Западе профсоюзы – сила, с которой считаются власти. Шмаков повёл себя так, как не позволительно вести российскому профсоюзному начальнику. За что и поплатился.

Его, впрочем, попыталась успокоить самая сердобольная женщина российского правительства — «социальный» вице-премьер Татьяна Голикова.

«Российская трёхсторонняя комиссия функционировала и будет функционировать, — заявила Голикова. — Никаких решений мы по этому поводу не принимали, никакой дискриминации по отношению конкретно к вам, Михаил Викторович, нет».

Однако слова, пусть и добрые, сказанные от чистого сердца, — это одно, а суровая реальность — совсем другое.

Сегодня перед носом Михаила Шмакова за попытку вольнодумства затворили правительственные двери. Завтра могут ненавязчиво порекомендовать профсоюзной верхушке избрать себе другого лидера.

Есть от чего погрузиться в тягостные думы председателю ФНПР.