Широко обсуждаемые ныне выводы компании Frank RG давно сенсацией не являются. Более того, выкладки ее счетоводов, согласно которым наши нувориши из 455 миллиардов долларов своих совокупных состояний хранят в заграничных банках аж 70%, то есть 315 миллиардов непосильным трудом нажитого, представляются далеко не полными. Давно циркулировали данные о переведенных нашей офшорной аристократией куда более существенных суммах.
Да, собственно, и все попытки «национализировать наши элиты» путем проведения известной амнистии ничего существенного не дали. Хотя такую амнистию бесконечно продлевают. Более того, не стал мощным стимулом для возвращения всего вывезенного и новый курс английских властей, объявивших показную войну сомнительным капиталам, размещенным в местных банках. Даже тот же Роман Абрамович может продать свой футбольный клуб «Челси» и вывести пару миллиардов из Великобритании. Но ведь есть гонконгские или сингапурские банки.
Суровая статистика гласит, что по сравнению с девятью месяцами года прошлого за аналогичный период 2018-го вывоз капиталов из России ускорился в два с половиной раза — 13 млрд долларов против 31,9 млрд. Как говорится, процесс идет.
Не стоит лишний раз повторять вывод о том, что для многих наших финансовых воротил, граждан мира, живущих на несколько стран сразу, Россия остается просто полем зарабатывания денег. Их семейные кланы, включая бывших жен и внебрачных детей, разбросаны по миру от Лондона до Майями, а потому свое будущее с малой российской родиной они не связывают.
Достаточно вспомнить, как на Украине рекламировали филиалы Альфа-Банка. В распространенном релизе утверждалось, что один из его совладельцев, Фридман, родился на Украине, имеет израильское гражданство и ведет дела во Франции и Великобритании. Мол, к этой «ватной» России никакого отношения не имеет. А то, что деньги сделаны именно там, — существенного значения не имеет.
Конечно, известно, что в периоды роста международной напряженности деньги утекают из стран Западной Европы, стекаясь, как представляется их владельцам, в более спокойные финансовые гавани. В те же Штаты. И сейчас, мол, наши нувориши напуганы разговорами о росте военной угрозы. Вот только даже в такие переломные моменты они не спешат быть всеми со всем своим народом. Трудно представить, чтобы также вели себя «солдатенковы», «абрикосовы», «третьяковы», «морозовы», отстроившие в России десятки больниц, странноприимных домов, приютов. Но новые времена — новые нравы.
Когда-то умный русофоб Збигнев Бжезинский задался обидным, но справедливым вопросом о том, можно ли говорить о российской национальной элите, если свои деньги она хранит в западных банках. К сожалению, исследования, типа проведенного специалистами Frank RG, дают скорее отрицательный ответ.