Европейские страны не хотят делать поблажек китайским предпринимателям. Члены ЕС обсуждают плюсы и минусы законопроекта, авторы которого предлагают ограничить доступ китайцев к рынкам ЕС. Дискуссии проходят на фоне начинающегося 21 марта визита председателя КНР Си Цзиньпина в Италию, Монако и Францию. Некоторые в Риме ожидают китайского лидера едва ли не с распростёртыми объятьями, так как Пекин хочет подключить европейскую столицу к своему проекту «Один пояс – один путь».
Турне Си закончится только 26 марта. Его поездку китайские государственные СМИ связывают с усиливающимся давлением американского руководства на европейских партнеров. Вашингтон хочет добиться полного сдерживания своего геополитического соперника и открыто говорит об этом своим союзникам. Пекин, в свою очередь, нацелен на то, чтобы укрепить свое экономическое влияние в ЕС, потому что тарифные войны с США значительно истощают его возможности. Как ожидается, в Риме, который станет первым пунктом назначения председателя КНР, стороны подпишут ряд соглашений, в том числе те, которые «подключат» Италию к китайскому проекту «Один пояс – один путь». Это первый раз за десять лет, когда китайский лидер отправляется в Италию. Последний раз подобная поездка состоялась в 2009 году, когда «у руля» находился Ху Цзиньтао. Что же касается вояжа Си в европейские страны, то это свидетельство того, что Пекин придаёт большое значение своим отношениям с ЕС, подчеркнул, выступая в Брюсселе, министр иностранных дел Китая Ван И.
В итальянском правительстве нет единой точки зрения на то, как выстраивать отношения с КНР. Включение Италии в проект «Один пояс – один путь» вызывает одобрение у премьер-министра Джузеппе Конте и у его заместителя Луиджи Ди Майо. Однако вице-премьер Маттео Сальвини предостерегает от поспешных решений на этот счёт: его тревожит угроза национальной безопасности, которая может исходить от китайских инвесторов. С точки зрения Сальвини, укрепление инвестиционных и торговых отношений с КНР может привести к тому, что Поднебесная подчинит себе экономику и политику Италии. Вице-премьер, в частности, указывает на опасность включения китайской корпорации Huawei в разработку телекоммуникационной сети 5G в стране. В случае, если пакет всех документов будет подписан, Италия может стать первой экономикой «большой семёрки», которая присоединится к китайскому «Поясу». Это даст возможность КНР получить серьёзное покровительство в ЕС, а Италии – закрыть ряд внешних долговых обязательств финансовыми вливаниями с Востока.
Это тот редкий момент, когда руководство ведущих стран ЕС разделяет позицию Сальвини. Накануне канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что Германия выступает за открытость в сфере торговли, но также не хочет ставить под удар и свои интересы. Многие промышленно развитые страны Евросоюза всё чаще демонстрируют разочарование тем, что их ведущие предприятия нередко оказывались за бортом китайских проектов. Например таких, как высокоскоростная железнодорожная сеть КНР протяженностью 10 тыс. км или строительство олимпийских объектов в то время, как ЕС открывает китайским бизнес-игрокам доступ к своим тендерам без всяких помех. Принципы взаимности во внешней торговле заложены в новом законопроекте, который будет обсуждаться на саммите Евросоюза, намеченном на 21 марта в Брюсселе. Чиновники из Парижа, Берлина и Мадрида уже подтвердили изданию Politico, что руководство их стран продолжает работу над этой законодательной инициативой, которая может ограничить участие китайских бизнесменов в европейских проектах. Позиция некоторых членов ЕС пока остаётся неясна.
Европейская комиссия уже дважды пыталась продвигать идею с формальным закреплением стратегии взаимности, однако потерпела неудачу из-за противодействия со стороны северных членов европейского объединения, в частности, Великобритании и Швеции. В Лондоне и Стокгольме говорили, что не будут стрелять себе в ногу, отказывая другим странам в доступе к своим рынкам. Подобный отказ грозит поднять цены для потребителей, утверждают представители бизнес-сообщества. Однако на этот раз в Брюсселе уверены, что звёзды сошлись удачно. Процесс выхода Великобритании из ЕС фактически исключает королевство из общеевропейских дебатов, в том числе по поводу того, с кем вести торговлю, а с кем нет. Швеция теряет своего сторонника в этом споре. Принцип взаимности, прежде всего, продвигается Францией.
Впрочем, как предполагается, соответствующий законопроект может затронуть не только КНР, но и другие страны, в которых действуют протекционистские правила. Это относится к России, Турции, Индии, Индонезии, Японии и Южной Корее, говорят наблюдатели. Вероятно, уже скоро правила бизнес-игры в ЕС могут кардинально измениться.