Порядка 7 тысяч боевиков и несколько тысяч «резервистов» «Исламского государства» (запрещено в РФ) действуют на данный момент в Афганистане, заявил спецпредставитель президента России, глава второго департамента Азии МИД РФ Замир Кабулов.
«Мы следим за генезисом афганского крыла ИГИЛ за последние три года. Их число ещё не дотягивает до талибов (движение «Талибан» запрещено в РФ. — News.ru), которых 60–70 тысяч под ружьём. По нашим оценкам, у игиловцев порядка 7 тысяч активных боевиков, не считая нескольких тысяч резервистов. Как раз выявление этих резервистов — это задача сложная, а потом, никто их не выявляет — те, кому это положено, будь то афганское правительство или стоящие там иностранные войска. Это дело серьёзное», — заявил Кабулов в эфире телеканала «Россия 24».

Как напоминает агентство «Фергана», осенью 2017 года о заметном усилении позиций ИГ на севере Афганистана заявил губернатор провинции Сари-Пуль Мухаммад Захир Вахдат. По его словам, в некоторых уездах официальные власти уже имеют силу только днём, а ночью перевес оказывается на стороне боевиков «халифата», которые «говорят между собой по-русски, по-узбекски или по-таджикски» и ведут обширную вербовку молодёжи. Усиление ИГ отмечают и талибы, однако насколько можно доверять представителям «Талибана» и афганскому правительству — вопрос, поскольку первые зачастую таким образом подчёркивают, что эффективно противостояли бы ИГ, если бы американцы и их союзники не проводили против них операции, а вторые используют этот тезис для получения дополнительного финансирования.
Отметим, что численность боевиков ИГ, озвученная Замиром Кабуловым, контрастирует с теми цифрами, о которых говорят представители США. По заявлениям американских официальных лиц, число боевиков «Исламского государства» в Афганистане не превышает одной тысячи человек.
Mr Trump 40% of #Afghanistan is under the control of terrorists (ISIS & Taliban), so why'll they hide in Pakistan? @realDonaldTrump #PakistanRejectsTrump pic.twitter.com/vURsHA8df6
— tayyiba imtiaz (@tayyibaimtiaz) 2 января 2018 г.
Между тем в конце января издание Stars and Stripes со ссылкой на доклад специального генерального инспектора США по восстановлению Афганистана (SIGAR) Джона Сопко сообщило о том, Пентагон сознательно «придерживает» информацию о переходе под контроль талибов всё большего количества районов Афганистана, а также об увеличении числа афганцев, проживающих вне зоны влияния Кабула. Затем под давлением СМИ американское «министерство войны» всё-таки выпустило данные по контролируемым и оспариваемым районам в Афганистане, но некоторая информация по контролю над населением и другие важные показатели по афганским силам безопасности, которые ранее были доступны в квартальных отчётах, до сих пор остаются «отредактированными».
Кирилл Семёнов, руководитель Центра исламских исследований Института инновационного развития, эксперт РСМД, специально для News.ru:
![]()
— Москва пытается встать в авангард борьбы с терроризмом, а учитывая, что Афганистан входит в сферу российских интересов, стремится указать на исходящие угрозы из этого государства, в том числе для стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Не исключено, что российские представители в некотором роде завышают численность сил, которые относятся к ИГ в Афганистане, чтобы обеспечивать свои позиции в регионе, сохранять военное присутствие в Таджикистане и способствовать развитию региональной структуры — ОДКБ.
Не очень понятно, кого можно считать «резервистами» и кто это такие. Возможно, речь идёт о так называемых сочувствующих террористическому движению. Но вообще, учитывая небольшие территории, на которых активно ИГ, общая численность боевиков, скорее всего, не превышает трёх тысяч. Но о точной цифре говорить сложно, поскольку ИГ в Афганистане — это довольно загадочная структура. Скажем, её боевики иногда появляются на границе с Туркменией, а потом неожиданно исчезают. Есть некоторые подозрения, что деятельность «Исламского государства» во многом выгодна афганскому правительству, которое завышает его численность для того, чтобы США и союзники выделяли Кабулу больше помощи, а также для того, чтобы под предлогом борьбы с ИГ не договариваться, а воевать с «Талибаном» и ставить знак равенства между двумя этими структурами.