Генеральный прокурор Юрий Луценко обвинил экс-губернатора Одесской области Михаила Саакашвили в намерении осуществить государственный переворот на Украине. Об этом глава ГПУ сообщил журналистам в кулуарах Совета регионального развития в Киеве, но под запись.
«В сам день митингов мы обнаружили две точки хранения оружия в центре Киева, мы имеем основания говорить об оплате некоторых участников митинга: подчёркиваю — не всех. Мы также знаем, что эти средства привозились в Украину на частных самолётах гражданами Грузии, которые перед этим посещали Западную Европу... В своё время я предъявлю эти доказательства и подозрения соответствующим деятелям», — рассказал Юрий Луценко.
По его словам, Саакашвили «перешёл красную линию» и идёт на провокации «с целью личного захвата власти».
Также Генпрокуратура Украины объявила о решении выдворить из страны 20 граждан Грузии, которые, по утверждению ведомства, незаконно получили разрешения на проживание в стране. Как отметил Луценко, эти люди получили разрешение на проживание как деятели культуры, а на самом деле «выполняли функции водителей, охранников, помощников» Саакашвили или «были устроены на специфические должности в Одесской таможне». Среди получивших документы на проживание таким образом Луценко упомянул бывшего начальника охраны Саакашвили Георгия Рубашвили.
Напомним, что 17 октября — на второй день митингов у здания Верховной рады — советник министра внутренних дел Украины Зорян Шкиряк сообщил, что при попытке купить два автомата АК-47 и три гранатомёта правоохранители задержали заместителя руководителя службы охраны Саакашвили — Давида Сакварелидзе, который также является членом политсовета партии экс-губернатора Одесской области «Движение новых сил» («Рух нових сил»). 22 октября Саакашвили заявил, что его друга, участника войны в Донбассе Давида Макишвили, а также бывшего начальника охраны (в Грузии) Георгия Рубашвили, который имеет вид на жительство, и бывшего водителя Михаила Абзианидзе депортировали в Грузию самолётом Национальной гвардии Украины в сопровождении спецназа. Политик утверждает, что их вывезли из страны по распоряжению президента Украины Петра Порошенко.
Как сообщал News.ru, 22 октября на площади перед Верховной радой прошло вече, организованное командой экс-губернатора Одесской области. Саакашвили в ходе своего выступления призвал не прекращать акцию, которую сами украинские СМИ называют «МихоМайданом», как минимум две недели — до пленарных заседаний парламента. Он анонсировал, что в течение этого времени перед Верховной радой будут проходить «семинары, дискуссии» между участниками политической акции. 25 октября Саакашвили, выйдя из палатки у здания парламента, в которой провёл ночь, заявил о создании с этого дня лектория в палаточном городке — «центра реальной политики». Он сообщил, что ночь в палаточном городке прошла спокойно, а его «шатёр» — тот же, в котором он ночевал во время строительства автодороги Одесса — Рени. «Это палатка, которой мы вынудили президента, правительство дать деньги на Одесса — Рени, тогда мы построили дорогу. Теперь нужно построить государство», — сказал он.
Член совета по межнациональным отношениям при президенте России Богдан Безпалько ответил на вопросы News.ru:
— С моей точки зрения, сам по себе Саакашвили не представляет какую-то мощную политическую фигуру на украинском политическом поле. Его рейтинг в районе 2% — это значительно меньше, чем у Порошенко даже при всех экономических проблемах страны и в целом нелюбви населения к действующего президенту. Более того, рейтинг Саакашвили ниже, чем у Тимошенко, которая хотя и пыталась сыграть на ситуации вокруг прорыва экс-губернатора Одессой области на территорию Украины, но всё равно с ним жёстко не блокируется и ведёт осторожную игру.
Фигура Саакашвили — это некий инструмент, который используется для давления на власть с помощью раздражённого населения, в том числе ветеранов «АТО». Пока что мощных протестных акций бывший президент Грузии организовать не смог — 3–5 тысяч человек для Киева не много. Сейчас холодно, люди расходятся, если нет активного действия, экшена. Логистические, организационные и финансовые вложения на нынешний палаточный лагерь не сопоставимы с теми, которые были сделаны в Евромайдан в 2013–2014 годах. А в такое время года и при отсутствии масштабных вливаний вряд ли протест продлится долго. Конечно, если его постоянно подпитывать деньгами, он какое-то время просуществует, но цель этого — как раз оказать давление, но не скинуть власть.
— Для внешних сил есть смысл смещать действующего президента?
— Мне и не совсем понятно, зачем кому-то вообще менять Порошенко. Он прозападный политик, который получает дипломатическую, медийную, финансовую поддержку. Порошенко зачищает медийное и политическое поле, и в данной ситуации ему нет чёткой замены. Конечно, её можно найти, но пока её не видно. Другое дело, если Порошенко хотят принудить к каким-то действиям, которые он раньше считал для себя не то чтобы неприемлемыми, но нежелательными. Для этого используется Михаил Саакашвили. При этом очевидно, что в отличие от экс-губернатора Одесской области те люди, которых он пытается поднять на протест или какие-то противоправные действия, иммунитетом не обладают. Пока сложно сказать, в какой области ждут действий от Порошенко. Это может быть и военная эскалация, и попытки провокаций против РФ, и какие-либо экономические шаги, которые могут вызвать настоящий протест населения, или комплекс мероприятий.
— Депутат Верховной рады Семён Семенченко, экс-глава нацбата «Донбасс» заявил, что Порошенко готовит обострение на фронте в Донбассе, чтобы нейтрализовать в информационной повестке тему протестов возле Рады и ультиматума о необходимости утверждения процедуры импичмента, которую выдвинули участвующие в манифестациях ветераны «АТО». В это можно поверить?
— Семенченко — фигура более мелкая, чем Саакашвили, он не пользуется авторитетом среди полевых командиров, по крайней мере — далеко не у всех. Я сомневаюсь, что он обладает инсайдерской информацией о такого рода планах, хотя его также могут использовать в качестве тарана. Наступления в Донбассе ждут постоянно, но напомню, что конфликт там идёт постоянно, а если стрельба и прекращается, то на несколько часов. Теоретически для Порошенко имеет смысл начать активизировать военную операцию в Донбассе, чтобы переключить внимание и оттянуть в зону боевых действий значительное число радикалов. Но подобное наступление со стороны Украины будет слишком явным нарушением Минских соглашений, которых от Порошенко пусть со скрипом, но ждут его западные коллеги. Кроме того, такое наступление может завершиться очередным «котлом». И это при том, что количество протестующих у Рады невелико и непосредственной угрозы для президента не представляет.
Соответственно, Порошенко может принять решение не проводить операцию, а минимизировать протест и шум от него другими инструментами. Но пока я не вижу предпосылок, что протест может превратиться во что-то угрожающее для президента. Да и сам Порошенко это видит — он отказался встречаться с представителями оппозиции, а миграционная служба Украины отказала Саакашвили в предоставлении статуса беженца. Конечно, Порошенко неприятно то, что происходит перед парламентом, но пока его это сильно не беспокоит.