Государственный визит президента Франции Эммануэля Макрона в США может стать началом новой эпохи для Запада. Сотрудничество Парижа и Вашингтона выгодно двум сторонам. Франция старается получить роль нового лидера объединённой Европы, потеснив Германию и Великобританию, а Соединённые Штаты приобретают в Старом Свете надёжного проводника своей стратегии глобального доминирования.
Безупречный француз и классический американец
«Я уберу этот маленький кусочек перхоти, ведь нужно, чтобы он (президент) был безупречен. Он безупречен», — сказал американский лидер, стряхивая перхоть с пиджака французского президента, заставив тем самым своего гостя рассмеяться.
Журналисты обратили внимание, что тактильных взаимодействий между Трампом и Макроном во время официальных мероприятий было много. Во время приветственной речи американец Дональд дважды расцеловал француза Эммануэля, хлопал его по плечу, крепко жал руку. Будто 40-летний Макрон и 71-летний Трамп — это старые школьные товарищи.
Конечно, чего только не сделаешь перед телекамерой, но в жизни действительно бывает так: только начинаешь общаться с человеком, а ощущение, будто он тебе давно родной. Не исключено, что такая симпатия между двумя лидерами и возникла. А причина этого простая — оба президента отлично знают, чего хотят, заинтересованы друг в друге и говорят об этом открыто.
Это украинский руководитель Порошенко вначале жалуется, потом пытается поймать на слове, а по приезде домой выдаёт желаемое за действительное. Или взять Меркель, которая ведёт свою хитрую игру, пытаясь двусмысленными фразами замылить суть. Макрон не такой и во многом похож на Трампа: тоже открытый, амбициозный и — достаточно авантюрный. Пока в Европе все изображали, что падают в обморок от попавшего в высшее общество деревенского парня Трампа, Макрон прямо заявил, что готов поладить с вполне нормальными ребятами из соседних дворов — Трампом и Путиным.
Примерно как с Макроном, Трамп лично общался с китайским председателем Си Цзиньпином. Но если Китай — это стратегический противник Штатов, то Франция может стать союзником.
И — одна интересная деталь. На длившийся пять часов подряд торжественный ужин, меню для которого лично составляла супруга Трампа Меланья, впервые не позвали журналистов и демократов. Проще говоря, это был государственный приём в формате «для своих». Исключение составили только два демократа — представителя штата Луизиана, с территории которого в конце XVII века началась французская колонизация региона.
Париж становится подрядчиком Вашингтона

Подробно анализировать высказывания Трампа и Макрона, которые стали известны широкой публике, не представляется особо интересным. Президенты прошлись по большому списку вопросов, от КНДР до Сирии, от Ирана до положения дел в Евросоюзе. И обменялись по большей части общими фразами, которые и раньше звучали из уст лидеров. К примеру, что для разрешения иранской проблемы придётся сотрудничать с Россией.
Но несколько интересных моментов всё-таки было. Во-первых, Трамп намекнул на явную усталость от сирийской проблемы. Нынешняя администрация Белого дома явно уже не видит смысла в том, чтобы продолжать распространять свою модель демократии в регионе, где «спасибо» за это не скажут. По словам президента США, за последние 18 лет Вашингтон «потратил 7 трлн долларов на Ближнем Востоке и не получил ничего или даже меньше, чем ничего». По мнению Трампа, платить за восстановление Сирии должны те, кому нужна игра в регионе, то есть богатые монархии Персидского залива. «Они будут платить за это, я думаю, мы с президентом Макроном абсолютно согласны на этот счёт... Мы говорили с ними, платить будут они, Соединённые Штаты больше не будут платить», — заявил американский лидер, добавив, что и свои войска в Сирию пусть лучше посылают её соседи.
Во-вторых, интересен ответ Макрона на этот пассаж. «Мы должны завершить нашу работу по уничтожению террористических группировок. Кроме военного ответа, необходимы дипломатические усилия, необходимо обеспечить сирийцам возможность жить в мире», — заявил он. Но если США хотят уйти, то решение Франции прийти более основательно можно трактовать как готовность Парижа выполнить работу Вашингтона. Отказаться полностью от контроля за регионом Штаты не смогут, а вот перепоручить союзнику — это хороший ход. Тем более недавно Макрон заявил, что участвовал в нанесении удара по Сирии, чтобы стать «ровней Путину». А ведь именно сдерживание РФ в Сирии и есть главная задача США в регионе.
И вполне естественно, что Франция за такую «услугу» может рассчитывать на некий особый статус в партнёрских отношениях с США.

И вот этот посыл говорит о возможном кардинальном переустройстве Евросоюза. Обойти правила ЕС Франция в настоящее время не может при всём желании. Значит, речь идёт либо об изменении таможенных барьеров Евросоюза, на что Париж способен повлиять, либо о переформатировании внутренних конструкций объединения, дабы национальные государства получили большую свободу.
Скорее всего, речь идёт о том и другом одновременно. На прошлой неделе, выступая перед Европарламентом в Страсбурге, Макрон заявил о необходимости придать ЕС новый импульс в развитии. Многие это восприняли как заявку на лидерство. Но для того чтобы потеснить Германию, нужно иметь сильные аргументы. И вот таким аргументом может стать поддержка Соединённых Штатов. Естественно, выиграет и Вашингтон.
Как пишет по теме визита британская The Guardian, Макрон всерьёз нацелился стать новым лицом Евросоюза. Для этого он ведёт переговоры с различными политическими силами внутри страны, договаривается о сотрудничестве с парламентскими партиями в других государствах ЕС. В США он отправился за одобрением, заключает издание.
И если Франция с США действительно договорятся о тесном взаимодействии, то Евросоюз станет совершенно другим. Скажем так, наподобие НАТО, где Вашингтон играет первую скрипку. Пока в ЕС все решения принимаются консенсусом, слабые экономики могут блокировать решения сильных. А так появятся негласный руководитель в лице Соединённых Штатов и проводник его воли — Франция. И Париж, видимо, уже готов поступиться многими принципами.
А что? Не случайно на торжественный ужин пригласили представителей Луизианы. В 1803 году за 23 миллиона долларов Париж продал США свои владения в Северной Америке. В результате площадь Соединённых Штатов увеличилась сразу вдвое. Трамп, наверное, хорошо учил историю и знает, с кем лучше всего иметь дело в Европе.