Ровно 10 лет назад владельцы первого поколения iPhone получили доступ к онлайновому магазину App Store и первым 500 приложениям. Новинка получила бешеную популярность: всего за три дня количество загрузок преодолело отметку в 10 миллионов скачиваний, а сама платформа пополнилась ещё 300 приложениями.

Но немногие в курсе, что изначально тогдашний генеральный директор Apple Стив Джобс не собирался давать сторонним разработчикам возможность создавать собственные приложения для iOS. Вместо этого он настаивал на веб-приложениях для браузера Safari: они были бесплатными, простыми в разработке и обновлениях и не требовали инфраструктуры и ресурсов, которые необходимы, чтобы управлять такими вещами, как App Store.

Но далеко не все в Apple разделяли видение Джобса. В частности, член совета директоров Артур Левинсон. Именно он настаивал на пути App Store и целых шесть раз призывал генерального директора Apple передумать. Сторонники Левинсона считали, что разработчики нуждались в собственных iOS-приложениях, так как у них было много плюсов: офлайн-доступ, оптимизированная производительность, простота использования и возможности монетизации. Но главное преимущество заключалось в том, что именно App Store может стать одной из причин, по которой покупатели предпочтут iPhone другим устройствам.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Джобс решил рискнуть и в рамках конференции разработчиков WWDC 2007 объявил, что разработчики смогут создавать приложения Web 2.0, которые будут запускаться в Safari. Но эта новость не нашла искомого отклика. Компании надеялись на iOS-приложения (как это было в случае с Mac) и на то, что они получат доступ к комплекту средств разработки (SDK) iPhone. А по итогу вышло, что особенности их веб-приложений будут ограничены возможностями Web 2.0.

Стив ДжобсФото: Global Look Press/Eric SlomansonСтив Джобс

Чуть позже Джобсу пришлось признать, что его идея, мягко говоря, провалилась. В открытом письме от 17 октября 2007 года он анонсировал iPhone SDK, который позволил не только разрабатывать приложения под мобильную операционную систему, но и тестировать их на эмуляторе iPhone на компьютере. Инструментарий должен был выйти в феврале 2008-го, но в итоге его релиз состоялся 6 марта.

И вот спустя несколько месяцев, 10 июля 2008 года, App Store наконец-то появился на свет. Триумф онлайн-магазина стал очередным подтверждением того, что даже гении могут ошибаться. К 9 сентября количество скачиваний перевалило за 100 миллионов, а сам App Store насчитывал порядка 3 тысяч приложений. К концу 2008 года этот показатель преодолел отметку в 10 тысяч. В это же время «яблочная» компания впервые представила подборки лучших платных и бесплатных приложений.

В следующем году Apple запустила рекламную кампанию There's An App For That («Для этого есть приложение»). Эта фраза стала настолько популярной, что её стали постоянно пародировать как на телевидении, так и на YouTube. Само слово app («приложение») в 2010 году Американское диалектологическое общество назвало самым популярным словом года.

Успех App Store сподвиг таких конкурентов Apple, как Google и Microsoft, заняться созданием собственных магазинов приложений: Android Market (сейчас он известен как Google Play) запустили в конце 2008 года, Amazon AppStore — в 2011-м, Windows Store (Microsoft Store) — в 2012-м. Но это не отменяет того факта, что Apple во главе с Джобсом в очередной раз стали первопроходцами.

По случаю празднования десятилетия старший вице-президент по маркетингу Apple Фил Шиллер отметил, что никто в корпорации не ждал такого успеха от App Store.

«За первое десятилетие App Store превзошёл все наши самые смелые ожидания: от инновационных приложений, которые придумали разработчики, до того момента, как пользователи сделали приложения частью своей повседневной жизни. Мы в высшей степени гордимся тем, что создали разработчики и что в ближайшие 10 лет появится в магазине», — рассказал Фил Шиллер.