На днях в подмосковной Кашире подростки осквернили Вечный огонь, забросав его снегом. Можно было бы сказать — шалость. Если бы не регулярность подобных новостей, наталкивающая на мысль о том, что современные дети всё дальше уходят от понимания смысла Великой Отечественной войны. И это по-настоящему пугает.
Пьянство, кальян и танцы
«Эта память — верьте, люди —
Всей земле нужна.
Если мы войну забудем,
Вновь придёт война», — писал когда-то Роберт Рождественский.
Только вряд ли это стихотворение, в основу которого, кстати, положена много раз доказанная временем историческая формула, знают трое подростков, которых сняла камера видеонаблюдения на Аллее Славы в Кашире. На записи подробно видно, как дети, сначала помогавшие коммунальщикам убирать снег, после их ухода резвятся с Вечным огнём, сначала прыгая через него, а потом забрасывая его снегом.
Как бы ничего особенного — ни жестокости, ни издёвки. Дети просто играют. Просто... явно не понимая, с чем.
Но вот другое, очень похожее видео, снятое всего тремя днями ранее в городе Абинск Краснодарского Края, — уже пострашней.
На нём две старшеклассницы «шалят» уже как-то по-хулигански: на видео отлично видно, как девушки сначала довольно вульгарно танцуют рядом с Вечным огнём, а после этого начинают в него плевать. В полиции на вопрос, зачем они это делали, десятиклассницы объяснили, что попросту не знали, что Вечный огонь — это памятник.
Ну а дальше — больше. Стоит лишь задать в Интернете поиск по теме, карта подобных эпизодов шокирует.
- В январе 2017 года парень устроил танцы у Вечного огня, которые его девушка сняла на камеру в подмосковном Орехово-Зуево.
- В марте 2017 года пара юных влюблённых испачкала ногами Вечный огонь в Костроме.
- В апреле 2017 года парень с девушкой раскурили кальян от Вечного огня в Армавире.
- В мае 2017 года две девушки курили у Вечного огня, прикуривая от него, в Кисловодске.
- В июне 2017 года пьяные школьницы сожгли венки в Вечном огне в Южноуральске.
И этот список, увы, можно продолжать. Однако, хуже того, тенденция налицо: во всех эпизодах осквернения Вечного огня были задействованы молодые люди — студенты или школьники. Все они на допросе в полиции пытались оправдаться тем, что совершенно не понимали трагического значения данного мемориала. Вывод напрашивается только один: либо подрастающее поколение вообще ничего не знает о Великой Отечественной войне, либо оно массово и стремительно теряет совесть...
Юрий Рубцов, доктор исторических наук, профессор Военного университета МО РФ, член Международной ассоциации историков ВОВ, специально для News.ru:
— Дело, наверное, тут не только в самой молодёжи. Состояние умов молодёжи, в том числе отношение к святыням старших поколений, — это, вероятней всего, отражение общего состояния души и ума нашего народа. Как и в любом сообществе, в том числе и у нас, есть люди, которые преданы идеалам, в том числе тем, за которые воевали старшие поколения в Великой Отечественной войне. А есть и те, которым просто-напросто наплевать на все эти идеалы. Они не знают и знать не хотят, за что отдавали жизнь ровесники в своё время. И важно понимать, что случаи, связанные с осквернением памятников, воинских захоронений, — они ведь у нас случаются не только от рук подростков, молодых людей. Это делают и те, кто старше.
И поэтому я думаю, что дело не только в молодёжи, а в целом — во всём нашем обществе, где серьёзно пошатнулась духовность и некоторые люди решили, что стало можно оскорбительно высказываться о своей матери, топтаться на могилах своих предков, жарить шашлык на Вечном огне, фотографироваться в неглиже на фоне воинских символов и так далее. И дело тут не только в отношении к памятникам, а в отношении к нашему прошлому. И всякого рода подобные случаи — в том числе с выступлением молодого человека из Нового Уренгоя, которое все обсуждали недавно — показывают, что дело, конечно, не в данном конкретном юноше, а в том, что уже укоренилось в его сознании. В том, что ему не важно, кто и с какой целью пришёл на нашу землю.
Ну а если оглянуться вокруг, то мы увидим то же и в предметах. Вы посмотрите, как на нашей земле обустроены памятники погибшим тут немцам. Они приезжают и с разрешения наших властей обустраивают их. И это хорошо, это нужно делать! Но ведь тут же, рядом, стоит какой-нибудь наш воинский погост, запущенный, разваливающийся. И дети видят это. И их сознание фиксирует это отношение. А потом мы задаёмся вопросом: почему они стали такими — не уважают память?
Или возьмём разговоры, которые ведутся повсеместно. К примеру, эту коллизию вокруг фильма «Смерть Сталина». Посмотрели — и культурная элита начинает доказывать, что ничего в этом фильме нет противозаконного, и вообще это комедия. Но дорогие мои! А то, что бьют по самым болевым точкам? Тут ведь дело не в Сталине. А в том, что нельзя такие вещи, как память о войне и цене победы, обсмеивать. Как нельзя рассказывать анекдоты о холокосте и Освенциме — это табу. Но для части нашего общества такого табу уже не существует. Формально закон не нарушен — и всё. То есть мы к правовым сторонам обращаемся. А к моральным? К духовным не обращаемся почему?!
Поэтому я настроен очень скептически. Мне кажется, за последнюю четверть века упущено столько в плане воспитания тонких струн души молодых, что я даже не берусь какие-то давать советы и прогнозы. И порой мне кажется, что общество уже расколото настолько, что не дай бог серьёзное испытание для нашей страны, и очень многие обнаружат психологию власовцев. Однако вместе с тем нельзя не понимать: молодёжь — это высоты, которые отдавать нельзя. За неё надо бороться.