По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 51% родителей школьников испытывают финансовые затруднения, собирая ребёнка в школу. При этом, по мнению половины респондентов, уровень преподавания сейчас хуже, чем раньше, когда будущие родители сами были школярами.

«Дорогое» образование

Анализ ответов на вопросы, заданные ВЦИОМ, подтвердил: учить ребёнка в школе — дорогое удовольствие. Для 51% опрошенных подготовка к 1 сентября сопряжена с определёнными финансовыми трудностями. При этом, отмечают респонденты, эти трудности можно считать посильными. Однако для каждого пятого (21%) сборы ребёнка в школу уже не так просты: экипировка ребёнка требует значительных трат, и к этим тратам пятой части родителей нужно готовиться заранее — копить деньги. Социологи отметили определённую закономерность: среди тех, кто недоволен качеством образования, доля респондентов, считающих траты значительными, выше на 9% и составляет 30%.

News.ru подсчитал, что в 2018 году только покупка самого скромного количества одежды для школы (формы, спортивного костюма и обуви) обойдётся минимум в 10 600 рублей. Кроме этого, следует купить рюкзак (портфель), канцелярские товары, учебники и так далее. Сумма в общей сложности подходит к 15 тысячам, при условии, что товары выбираются из числа самых недорогих.

По просьбе News.ru аналитик БД «Открытие» Андрей Кочетков прокомментировал данные опроса и ситуацию с экономикой в целом. Эксперт приводит макроэкономические причины того, что сборы в школу ощущаются российскими домохозяйствами как некое финансовое бремя: «К несчастью, в последние годы реальные доходы населения снижались. Лишь в начале 2018 года наметилась позитивная тенденция, которая мгновенно прекратилась в апреле из-за резкого ослабления рубля. Импорт продолжает оставаться значимой частью в торговом обороте. Удорожание импорта ухудшает материальное положение почти всех российских семей».

Аналитик продолжил: «Процесс усугубляется тем, что сборы в школу происходят после нескольких месяцев неблагоприятной ситуации на валютном рынке, которая уже сказывается на инфляционных процессах. Соответственно, разница в ценах формирования экипировки ребёнка в 2017 и в 2018 годах, а также собственное восприятие личного материального положения сказываются на общественном мнении».

Сквозь призму мировых стандартов

Фото: АГН «Москва»/Зыков Кирилл

Относительно соответствия среднего образования в России мировым стандартам 36% респондентов ответили «да» и 33% — «нет». «Продвинутым» наше образование считают лишь 9% опрошенных.

В школах дают достаточно знаний и навыков для подготовки ребёнка к жизни в современном мире — так считают более половины участников опроса (51%). Однако 37% ответивших убеждены, что это не так.

Среди респондентов 67% в целом довольны качеством обучения. При этом 49% участников опроса считают российскую систему школьного образования эффективной, а 40% — неэффективной. По их мнению, она не даёт ребёнку востребованных знаний и навыков. Среди этих 40% почти две трети (61%) недовольны качеством учебников, по которым занимаются их дети.

Для подавляющего большинства родителей школа — всего лишь ступень к дальнейшему образованию. ВЦИОМ выяснил, что 72% родителей считают, что полученных во время обучения знаний не хватает для того, чтобы, сдав ЕГЭ, получить баллы, позволяющие поступить в вуз либо в техникум или любой другой ссуз. Если целью школьника является дальнейшее обучение, то родители вынуждены оплачивать услуги репетиторов.

News.ru уже писал о качестве образования в школах, сравнивая обучение в столице и в регионах. Вывод, к которому пришли эксперты: не так важно, где ребёнок растёт и учится. Если у него есть способности, стремления и поддержка родителей, у него есть шансы выбиться в люди. Однако в маленьких сельских школах получить качественное образование действительно непросто: часто на селе географ может одновременно преподавать историю, обществознание, экологию, а учитель музыки вести ещё и математику или русский.

Андрей Кочетков считает недовольство образованием вполне понятным трендом в общественном сознании. «Всегда было так, что дыни у соседнего племени слаще, а трава зеленее», — говорит он.

Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС, приводит данные опросов, которые ежегодно, начиная с 2013 года, проводит возглавляемый ею Центр. Согласно им, 86% респондентов довольны образованием в российских средних школах и не хотят реформ. «Преобразования могут коснуться системы дополнительного обучения, также могут быть переведены школы муниципального уровня на региональный уровень, будет реализован национальный проект по образованию, ЕГЭ останется», — рассказала спикер.

«Раньше было лучше»

Для 31% родителей важно, чтобы учитель сумел найти подход к ученику; для 30% имеет значение, чтобы педагог был грамотным и доступно разъяснял материал. При этом доля тех, кто считает, что современные учителя учат их детей хуже, чем их самих в своё время, составляет почти половину (45%), но имеет тенденцию к снижению (в 2016 году таких респондентов было 53%).

Более половины респондентов (56%) считают, что внедрение в учебный процесс современных цифровых технологий и Интернета должно происходить аккуратно.

Александр Невзоров, режиссёр, журналист и публицист

Александр НевзоровАлександр Невзоров
Школа как общественный институт практически умерла, в ней нет смысла при наличии Интернета. Мой сын на домашнем обучении. Нет никакой необходимости собирать детей в некую массу, которая всё равно влияет друг на друга отрицательно, болезненно, грязно. И будем откровенны: эта масса ещё и управляется абсолютно несостоявшимися людьми. Про призвание и любовь к детям они могут рассказывать своим бабушкам: мы все прекрасно понимаем, что школьный учитель — это абсолютное фиаско. И в те времена, когда я учился в школе, это было точно так же, абсолютно.

Всё, что сегодня говорят о советском образовании, это всё чудовищная глупость. Оно было очень плохим. Посмотрите: люди, получившие советское образование, сели заряжать воду от Чумака, сели гипнотизироваться Кашпировским, стали целовать руки попам... Образование должно защищать людей от глупостей, но, как выяснилось, советское образование от глупостей не защищает. Оно было очень плохим. Что касается финансовых трудностей населения со сборами детей в школу — людям, по всей видимости, это нравится. Иначе они бы не поддерживали тот режим, который данную ситуацию создаёт.

Андрей Кочетков, аналитик БД «Открытие»

Андрей КочетковАндрей Кочетков
Что касается сложностей с образованием, то это вопрос не столь простой. Никакое образование в мире не заменит самообразования. Меж тем родители в современной России не могут уделять много времени для помощи детям в усвоении школьного материала. Но нехватка времени — не оправдание. Родители обязаны заниматься воспитанием своих потомков. Если у детей нет желания и нет понимания необходимости обучения, то никакие самые лучшие преподаватели в мире не смогут сделать их образованными людьми.

Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС

Татьяна КлячкоТатьяна Клячко
Образование стало очень большой социальной ценностью. Родители боятся недодать детям. Как только ввели ЕГЭ, 58% московских родителей, чьи дети учились в 10-11-х классах, взяли репетиторов. До этого момента они их не брали. Многое зависит от психологических установок. Мысли родителей детей-выпускников практически полностью заняты только успешной сдачей ЕГЭ. Что касается финансового бремени, то для взрослых это действительно нагрузка. Особенно если говорить не об одном ребёнке, а о двух или трёх. На мой взгляд, надо принимать меры: государство должно устанавливать льготы на школьную форму и товары для школы, особенно перед 1 сентября, чтобы семьи могли подготовить детей к новому учебному году за небольшие суммы.